Skip to content
Ключевые факторы и особенности идентичности евреев Казахстана

Еврейская община Казахстана никогда не была многочисленной. Социально значимым еврейское присутствие стало лишь в советское время. Существенно усилилось влияние евреев на развитие республики в годы войны, когда в Казахстане сконцентрировался цвет советской интеллигенции. Многие из эвакуированных ученых, деятелей литературы и искусства, инженеров и организаторов производства еврейского происхождения остались здесь жить и после войны.

В дальнейшем еврейское население Казахстана переживало процессы, характерные для евреев СССР в целом. В силу, прежде всего, ассимиляции, численность евреев сокращалась, а их влияние на различные сферы жизнедеятельности уменьшалось. При этом ослабевали элементы еврейской самоидентификации и самоорганизации. В постсоветский период евреи республики были вовлечены в сложные и противоречивые социальные коллизии. С одной стороны, их не обошел характерный для всего постсоветского пространства рост национального и религиозного самосознания. С другой, — резко активизировались миграционные процессы, главным образом, массовая репатриация в Израиль.

Каковы результаты развития еврейской общины за почти 30 лет независимости Казахстана? Определенное представление о социальном облике и самосознании местных евреев дает исследование, проведенное в начале 2020 г. Центром социологических и маркетинговых исследований BISAM Central Asia при помощи инструментария, разработанного Институтом евро-азиатских еврейских исследований при Евро-Азиатском еврейском конгрессе (ЕАЕК)

Метод исследования — анкетный опрос (личное формализованное интервью с применением технологии CAPI). Были опрошены этнические евреи и их потомки во втором и третьем поколениях в возрасте 16+. Выборка составила 250 респондентов, что статистически значимо для генеральной совокупности, численность которой официальной статистикой не установлена, но по реалистичным оценкам находится в диапазоне 7-15 тыс. человек. Выборка была случайной, но одним из принципов ее построения стало квотирование по категориям аффилированных (то есть вовлеченных в деятельность еврейской общины), и неаффилированных респондентов. Соответствующие квоты составили 40% и 60% от общего размера выборки.

Квотирование несколько повлияло на репрезентативность выборки в разрезе демографических характеристик. Так, среди аффилированных респондентов доля женщин составила 72%, среди неаффилированных — 61%. Доля респондентов до 30 лет среди аффилированных равнялась 12%, среди неаффилированных — 25%. Доля респондентов старше 55 лет среди аффилированных достигла 52%, среди неаффилированных — 39%. В целом, однако, выборка отразила характер демографических и социальных маркеров евреев Казахстана. Опрос проводился в четырех городах с наибольшей концентрацией еврейского населения — Алматы, Караганде, Павлодаре и Шымкенте.

Демографические и социальные основы этнокультурной идентичности казахстанских евреев

Современный облик еврейской общины Казахстана является результатом интенсивных ассимиляционных процессов. Лишь 24% участников опроса — «чистокровные» евреи, остальные — лица смешанного происхождения. 58% респондентов состоят в браке с нееврейскими супругами. Лишь 4% опрошенных заявили, что их близкие друзья, в основном, евреи. У 43% друзья, в большинстве своем, неевреи, 28% респондентов заявили, что среди их друзей евреев и неевреев примерно поровну, а 24% вообще никогда не интересовались национальностью своего круга общения.

Правда, в выборе друзей существенную роль играет вовлеченность в деятельность еврейской общины и еврейских организаций, а также пересекающийся с этой переменной возрастной фактор[1]. Так, в основном, нееврейских друзей имеют 34% аффилированных респондентов, но 49% неаффилированных. Преимущественно с неевреями дружат около половины опрошенных в возрасте до 55 лет, среди лиц старше 55 лет — таких только35%.

Языком идиш совсем не владеют 81% участников опроса, 15% знают отдельные слова и фразы. 72% никогда не пытались изучать иврит. Из тех 28%, которые его изучали, 36% посещали занятия в ульпане ЕА «Сохнут» или при Посольстве Израиля, 30% делали это в рамках общинных программ, 20% занимались в еврейской дневной или воскресной школе, 28% изучали язык самостоятельно (рис. 1).

Рис. 1 Изучение иврита респондентами

Где Вы изучали иврит? Изучали ли Вы иврит?

Из изучавших иврит в том или ином формате 6% так и не овладели им совсем, 55% знают отдельные слова и фразы, 22% понимают иврит, но не могут на нем изъясняться, 13% говорят, но читают и пишут с трудом. И только 4% (всего 3 человека) смогли похвастаться свободным владением ивритом (рис.2).

Рис. 2 Как бы Вы определили уровень своего владения ивритом (среди респондентов, изучавших иврит)?

В целом, значительная часть респондентов позитивно относятся к еврейскому образованию. Так, более четверти опрошенных убеждены, что еврею крайне важно получить хорошее еврейское образование, 47% полагают, что достаточно иметь общие представления о еврейской истории, традициях и культуре. И лишь 27% считают, что еврейское образование не обязательно (рис. 3). Вместе с тем, 86% участников опроса заявили, что еврейского образования у них нет. 

Рис. 3 Как Вы относитесь к еврейскому образованию?

Около половины респондентов никогда не посещали еврейские спектакли и концерты, 26% посещали редко. 45% опрошенных абсолютно не знакомы с творчеством еврейских писателей. Регулярно читают книги еврейских авторов лишь 13% респондентов, 23% делают это время от времени, 19% — редко. Еврейскую прессу никогда не читали 60% респондентов, о регулярном знакомстве с ней заявили лишь 7% опрошенных (табл.1). 

Табл. 1 Скажите, пожалуйста, как часто Вы…?

Регулярно (%) Иногда (%) Редко (%) Никогда (%)
Посещаете еврейские театральные спектакли и эстрадные концерты 10% 17% 26% 47%
Читаете книги еврейских писателей 13% 23% 19% 45%
Читаете еврейскую прессу 7% 14% 19% 60%

В качестве религиозных людей определили себя 59% опрошенных. Заметим, однако, что религиозность евреев оказалась заметно ниже декларируемого уровня религиозности населения Казахстана в целом. По данным исследований BISAM, верующими в репрезентативных выборках объявляют себя в Казахстане более 80% участников опросов. Неожиданным, можно сказать шокирующим, оказалось распределение респондентов-евреев по декларируемой конфессиональной приверженности. Лишь треть заявили об иудаизме как  своей религии. 42% выбрали христианство, 2% тяготеют к исламу, а 9% обнаружили «дуальное» религиозное сознание, считая своей верой и иудаизм, и другую религию.

Правда, в религиозном позиционировании велики различия между группами респондентов. Так, иудаизм своей религией считают 46% аффилированных и только 25% неаффилированных респондентов. Приверженность же христианству декларировали 53% неаффилированных участников опроса и лишь 25% аффилированных. Интересно, что женщины тяготеют к христианству заметно сильнее мужчин (соответственно, 47% и 31%).

Табл. 2 Какую религию Вы считаете своей?

  Среди аффилированных респондентов (%) Среди не аффилированных респондентов (%) В среднем по массиву (%)
Иудаизм 46% 25% 33%
Христианство 25% 53% 42%
Ислам 1% 3% 2%
Иудаизм, и другую религию в равной мере 12% 7% 9%
Другие религиозные течения 1% 1% 1%
Никакую 15% 11% 13%

Важнейшим фактором, влияющим на конфессиональную приверженность, является ощущение еврейской идентичности. Так, среди безусловно ощущающих себя евреями, 57% считают своей религией иудаизм. Однако и в этой подгруппе 18% исповедуют христианство. Распространенное утверждение о неразделимости еврейства и иудаизма в очередной раз поставлено под вопрос. Среди чувствующих себя евреями лишь в определенных обстоятельствах 56% тяготеют к христианству, среди не ощущающих себя евреями вовсе — таких 74%.

Разумеется, в категории выбравших своей религией иудаизм значительно больше отмечающих еврейские праздники и соблюдающих обряды. Однако и среди них уровень вовлеченности в религиозные практики не очень высок (табл.3).

Табл.3 Соблюдение религиозных обрядов приверженцами иудаизма в сравнении с показателями в целом по массиву

Праздники и обряды Среди приверженцев иудаизма (%) Всего от числа опрошенных (%)
Отмечают еврейские праздники

 

Да, в полной мере, всегда(51%)

Частично или иногда (46%)

Не соблюдают (3%)

Да, в полной мере, всегда(25%)

Частично или иногда (40%)

Не соблюдают (35%)

Соблюдают пост в Йом Кипур Да, в полной мере, всегда(32%)

Частично или иногда (29%)

Не соблюдают (39%)

Да, в полной мере, всегда (13%)

Частично или иногда (11%)

Не соблюдают (76%)

Покупают мацу на Песах Да, в полной мере, всегда (59%)

Частично или иногда (19%)

Не соблюдают (22%)

Да, в полной мере, всегда (36%)

Частично или иногда (17%)

Не соблюдают (47%)

Зажигают субботние свечи Да, в полной мере, всегда (41%)

Частично или иногда (37%)

Не соблюдают (22%)

Да, в полной мере, всегда (20%)

Частично или иногда (21%)

Не соблюдают (59%)

Соблюдают субботу Да, в полной мере, всегда (41%)

Частично или иногда (34%)

Не соблюдают (25%)

Да, в полной мере, всегда (19%)

Частично или иногда (19%)

Не соблюдают (62%)

Соблюдают кашрут Да, в полной мере, всегда (22%)

Частично или иногда (36%)

Не соблюдают (42%)

Да, в полной мере, всегда (7%)

Частично или иногда (16%)

Не соблюдают (77%)

Строят/посещают шалаш (сукку) в Суккот Да, в полной мере, всегда (36%)

Частично или иногда (28%)

Не соблюдают (36%)

Да, в полной мере, всегда (15%)

Частично или иногда (16%)

Не соблюдают (69%)

Зажигают ханукальные свечи Да, в полной мере, всегда (53%)

Частично или иногда (29%)

Не соблюдают (18%)

Да, в полной мере, всегда (26%)

Частично или иногда (19%)

Не соблюдают (55%)

Принимают участие в пасхальном седере Да, в полной мере, всегда (46%)

Частично или иногда (35%)

Не соблюдают (19%)

Да, в полной мере, всегда (22%)

Частично или иногда (19%)

Не соблюдают (59%)

Нетрудно заметить, что респонденты в целом по массиву, а частично, и в группе приверженцев иудаизма придерживаются характерной для Казахстана «светской манеры» вероисповедания. Как показывают исследования BISAM, казахстанцы склонны поздравлять друг друга с главными религиозными праздниками, не связывая это с собственной этнической и конфессиональной принадлежностью, а также принадлежностью друзей и знакомых. Две трети опрошенных нами казахстанских евреев заявили, что всегда или иногда отмечают еврейские праздники, более половины покупают мацу на Песах. Однако, как показывают наблюдения, мацу они воспринимают, скорее, как национальное блюдо. К праздничным застольям респонденты склонны гораздо больше, чем к соблюдению ограничительных ритуалов.

Важной характеристикой казахстанских евреев являются их широкие внешние связи. У 82% опрошенных есть близкие еврейские друзья и родственники в других странах. При этом только 9% респондентов из числа заявивших о родственниках и друзьях за рубежом не поддерживают с ними связи. 67% встречаются нечасто, но постоянно общаются через Интернет или по телефону. Эпизодические контакты поддерживают 14%, а 9% встречаются регулярно.

Рис. 4 Наличие связей за пределами Казахстана

Поддерживаете ли Вы с ними связь? Есть ли у Вас друзья или родственники, проживающие за пределами Казахстана?

Как же выглядит еврейская идентичность в Казахстане, обусловленная столь противоречивыми демографическими и социально-поведенческими характеристиками?

Этнокультурная самоидентификация евреев Казахстана: основные черты и особенности

Ключевым для определения уровня еврейской идентичности стал вопрос: «Кем именно Вы себя ощущаете в первую очередь?». Наибольшая доля респондентов не обнаружила в этом самоощущении этнического приоритета: 36% заявили, что чувствуют себя «просто человеком, неважно какой национальности». Только евреем чувствуют себя 16% респондентов, русским евреем — 18%, казахстанским евреем — 13%. У 8% проявилось дуальное восприятие этнической принадлежности: они чувствуют себя одновременно и евреями, и представителями другой национальности (русскими или казахами). В ключевом вопросе самоидентификации обнаружены заметные различия между аффилированными и неаффилированными респондентами. Просто человеком, неважно какой национальности, считают себя 30% аффилированных респондентов и 40% неаффилированных (табл. 4).

Табл.4 Кем именно Вы себя ощущаете в первую очередь?

  Среди аффилированных респондентов (%) Среди неаффилированных респондентов (%) В среднем по массиву (%)
Только евреем 18% 14% 16%
Русским евреем 18% 18% 18%
Казахстанским евреем 17% 11% 13%
Русским (или казахом) и евреем одновременно 10% 7% 8%
Представителем другой нееврейской национальности 3% 8% 6%
Просто человеком, неважно какой национальности 30% 40% 36%
Евреем и представителем другой национальности 4% 2% 3%

Женщины оказались космополитичнее мужчин — для 39% опрошенных дам не важна национальность, среди сильного пола таких лишь 30%. В то же время только евреями чувствуют себя 26% мужчин и лишь 10% женщин. Вопреки ожиданиям, в базовом восприятии идентичности нет выраженной возрастной динамики. Не выявлена однозначная зависимость еврейской идентичности и от моно- или полиэтничности семей респондентов. Среди лиц, имеющих еврейских (полностью или частично) супругов считают себя только евреями 25%, а среди респондентов, живущих в этнически смешанном браке — 17%. Однако далее зависимости «переворачиваются» и выходят из заданной логики. Так о неважности национальности заявили 39% респондентов с еврейскими супругами и только 29% живущих в смешанном браке.

Принадлежность к еврейской общности базируется у большинства респондентов на мировоззренческих и культурных факторах. 49% опрошенных считают, что быть евреем — значит гордиться историей и культурой своего народа. 46% полагают, что это, прежде всего, — чувство принадлежности к еврейскому народу. Лишь 25% ощущают себя евреями в силу появления на свет у еврейских родителей (рис. 5).

Рис.5 Что, на Ваш взгляд, значит быть евреем?

У большинства участников опроса еврейская идентичность сочетается с патриотическими чувствами к стране проживания. 54% респондентов убеждены, что евреи должны быть, прежде всего, патриотами страны, в которой живут. 35% полагают, что желательно оставаться патриотами и своей страны, и Израиля. Лишь 5% заявили, что евреи должны быть патриотами Израиля, вне зависимости от места жительства.

Отвечая на вопрос «Какую страну Вы считаете, прежде всего, своей?», 85% респондентов назвали Казахстан, и только 7% Израиль. 8% выбрали другие государства, главным образом, Советский Союз и Россию.

Показательно, что адресность патриотического чувства мало отличается у  аффилированных и неаффилированных респондентов. Зато на нее заметно влияет возраст участников опроса. Тезис о том, что евреи должны быть, в первую очередь, патриотами страны проживания, разделяют 46% опрошенных в возрасте до 30 лет, 52% в возрасте 30-54 года и 60% лиц старше 55 лет. Советский патриотизм явно трансформировался в патриотизм постсоветского государства (табл. 5).

Табл. 5 На Ваш взгляд, патриотами какой страны должны быть евреи?

  16-29 лет (%) 30-54 лет (%) 55+ лет (%) В среднем по массиву (%)
Евреи должны быть патриотами страны, в которой родились и живут 46% 52% 60% 54%
Евреи должны быть патриотами своей страны и Израиля 42% 35% 32% 35%
Евреи должны быть патриотами Израиля, вне зависимости от  страны проживания 4% 6% 5% 5%
Затрудняюсь ответить 8% 7% 3% 6%

Направленность патриотических чувств наиболее зависима от уровня еврейской идентичности. Среди респондентов, безусловно ощущающих себя евреями, «дуальный патриотизм» (и страны проживания, и Израиля) характерен для 45%, в группе чувствующих себя евреями лишь в определенных обстоятельствах этой позиции придерживаются 29%, а среди тех, кто евреем себя вообще не ощущает — 14%. Однако доля исключительно израильских патриотов ни в одной из категорий не превышает 6%.

На характер патриотизма респондентов повлияло понимание ими самой категории «евреи». 45% опрошенных считают, что у евреев Казахстана гораздо больше общего с казахами или местными русскими, чем с евреями других стран. Заметно меньшая доля участников опроса (40%) убеждена, что евреи всего мира — это единый народ. 15% не  определились с мнением по этому вопросу. 

Локальная направленность патриотизма большинства респондентов сказывается на их ключевых поведенческих установках в этносоциальной сфере. Только для четверти опрошенных важно, чтобы их дети и внуки были евреями. Для 64% это несущественно.  Около 12% затруднились ответить на данный вопрос.

Здесь, правда, велико различие между аффилированными и неаффилированными респондентами и между участниками опроса с разным уровнем еврейской идентичности. Для 37% аффилированных респондентов важно, чтобы их дети и внуки были евреями[2]. Подобное стремление обнаружили только 17% неаффилированных. Среди безусловно считающих себя евреями еврейство потомков важно для 45%, а среди тех, кто чувствует себя евреем лишь в определенных обстоятельствах или не чувствует вообще, это существенно лишь для 7-8%.

В то же время, несмотря на значимую долю респондентов, желающих сохранить еврейский характер своего потомства, практически отсутствует неприятие смешанных браков. Лишь 4% опрошенных не приемлют подобные браки между евреями и неевреями. 49% относятся к таким союзам положительно, для 38% национальность супругов не имеет значения. 10% заявили, что для них желательно, но не принципиально, чтобы евреи и еврейки вступали в брак с представителями своей национальности.

Рис.6 Как Вы относитесь к смешанным бракам между евреями и неевреями?

Опрос не обнаружил остроты восприятия респондентами проблемы антисемитизма. 58% опрошенных заявили, что антисемитизма в Казахстане как не было, так и нет. 16% сочли, что в этой сфере отсутствуют как положительные, так и отрицательные тренды, 11% полагают, что антисемитизм в Казахстане заметно уменьшился, и лишь 4% убеждены, что он вырос.

Существенные различия в оценках между группами респондентов не выявлены, в том числе и по самой ожидаемой в этом контексте переменной — степени ощущения принадлежности к евреям.

Таким образом, этнокультурное самосознание евреев Казахстана содержит в себе значимые черты еврейской идентичности, но сильно интегрировано в казахстанскую гражданскую общность. Основным трендом для евреев Казахстана, скорее всего, останется культурная ассимиляция на основе развивающихся в одном русле с ней демографических процессов.

Отношение казахстанских евреев к Израилю

В выборке оказалось лишь 3 лица с израильским гражданством и 3 респондента, у которых это гражданство было ранее. Однако близких родственников в Израиле имеют 48% опрошенных. 16% респондентов бывали в Израиле неоднократно, 4% жили там какое-то время, 13% посетили Израиль один раз. При этом более двух третей опрошенных никогда не были в Израиле (рис. 7).

Рис.7 Отношение к Израилю?

Есть ли у Вас израильское гражданство? Есть ли у Вас близкие родственники в Израиле?
Бывали ли Вы в Израиле?

Тем не менее, чувство солидарности с Израилем значительно превосходит уровень непосредственных связей с ним. О солидарности с Израилем заявили 72% участников опроса. Не испытывают такого чувства лишь 15%, и еще 13% затруднились ответить.

Вместе с тем симпатии к Израилю для большинства респондентов не носят идеологического характера. Две трети опрошенных привлекает в Израиле высокий уровень экономического развития. Лишь для 30% важнее всего, что Израиль — еврейское государство.

В отношении еврейского характера Израиля мнения респондентов неоднозначны. Хотя наибольшая доля участников опроса (33%) резко отрицательно относится к отказу от еврейского характера государства, значимая часть опрошенных придерживается иных точек зрения. Так, 17% выступают за то, чтобы Израиль оставался еврейским государством, но с пониманием относятся к требующим изменения его еврейского характера. Почти четверть респондентов (24%) вообще полагают, что Израиль должен стать государством всех граждан, независимо от национальной принадлежности.

По отношению к эмиграции в Израиль также не выявлено доминирующей тенденции. Категорически не собираются репатриироваться в ближайшем будущем 35% участников опроса. Твердо решились на переезд лишь 6%. 27% поступят по обстоятельствам, а 32% останутся в Казахстане, «если не случится ничего непредвиденного». Таким образом, большинство опрошенных вопрос об эмиграции в Израиль рассматривают ситуативно, преимущественно, как следствие вынужденных обстоятельств.

В то же время в этом вопросе обнаружились существенные различия между группами респондентов. Если среди неаффилированных участников категорически не готовы к репатриации 40%, то среди аффилированных —только 28%. Среди опрошенных моложе 30 лет только 18% категорически отрицают перспективу выезда в Израиль, среди лиц 30-54 лет таких уже 32%, а в категории 55+ — 46% (табл. 6). Следовательно, возможная эмиграция будет выглядеть достаточно молодо. Существенно влияет на планы эмиграции (репатриации) фактор еврейской идентичности. Из «безусловных евреев» категорически не рассматривают отъезд в Израиль только 20% опрошенных, среди ощущающих свое еврейство в определенных обстоятельствах такой позиции придерживается 48%, а среди тех, кто вообще не чувствует себя евреем — 63%.

 Табл. 6 Планируете ли Вы переехать в Израиль в ближайшем будущем?

  16-29 лет (%) 30-54 лет (%) 55+ лет (%) В среднем по массиву (%)
Да, несомненно 8% 7% 4% 6%
Поступлю по обстоятельствам 38% 36% 14% 27%
Нет, если не случится ничего непредвиденного 36% 25% 36% 32%
Категорически нет 18% 32% 46% 35%

В отношении способов разрешения арабо-израильского конфликта более 50% респондентов не поддержали ни одну из предложенных опций. Наибольшая, но не очень  значительная часть опрошенных (14%) выступает за присоединение всей или большей части Иудеи, Самарии и Газы к государству Израиль, что должно сопровождаться приданием официального статуса арабам, признающим его еврейский характер и сочетаться с политикой «жесткой руки» в отношении остальных. С идеей создания арабского государства на всех или большей части территорий, занятых Израилем в 1967 г., согласились лишь 4% опрошенных. Радикальной позиции —выселить всех арабов из Израиля и контролируемых территорий в арабские страны, придерживается 11% респондентов. Среди опрошенных нашлось и 7%  считающих, что Израилю следует отказаться от своего еврейского характера и открыть границы для всех желающих, включая лиц, именующих себя арабскими беженцами из Палестины.

Таким образом, опрос подтвердил значительное распространение среди евреев Казахстана чувства сопричастности к Израилю и солидарности с еврейским государством. Однако главными приоритетами для казахстанских евреев является принадлежность к казахстанской гражданской общности и казахстанский патриотизм. Израиль воспринимается не столько как родина евреев всего мира, сколько как экономически развитая страна с высоким уровнем жизни. Репатриация в Израиль не имеет на сегодняшний день значительного потенциала и может активизироваться лишь в обстоятельствах негативного характера.

 

Проф. Леонид Гуревич, президент Центра социологических и маркетинговых исследований BISAM Central Asia (Алматы)

Кирилл Карташов, руководитель проектов BISAM Central Asia (Алматы)


[1] Выше отмечалось, что аффилированные респонденты заметно старше неаффилированных

[2] Однако и среди аффилированных респондентов 52% считают это неважным.

Frame 16

руководитель проектов BISAM Central Asia (Алматы)

1341836258.42.jpeg

президент Центра социологических и маркетинговых исследований BISAM Central Asia (Алматы)