Евреи никогда не составляли большинство населения ЕАО, а их абсолютная численность на протяжении ее истории значительно колебалась. По данным переписи 1939 г., численность населения ЕАО составила 108,9 тыс. человек, в том числе 17,7 тыс. евреев (16,2%). В последующие годы их число и доля постоянно снижались. Наиболее активный отток отмечался после 1991 г., из-за миграции евреев в Израиль и Германию. В 2010 года, евреи составляли лишь 0.9% 178-тысячного населения региона – вдесятеро ниже, чем в 1959 и втрое ниже, чем в год последней советской переписи 1989 г. Даже если официальные статистические данные занижают численность евреев в области в 1,5 – 1,8 раза, дело не только в абсолютной или относительной численности: население области в целом и евреи, в частности, крайне редко используют идиш как разговорный язык. И потому, вопрос, насколько Еврейская автономная область может считаться еврейской, требует намного более развернутого ответа.
Созданная почти 90 лет тому назад, Еврейская автономная область РФ представляет уникальный феномен: она стала не просто унаследованным постсоветской Россией многолетним символом местного варианта национально-территориального решения «еврейского вопроса» в СССР. Но и, по сути, о единственном реализованном в мире проекте «территориалистской» модели национального самоопределения еврейского народа.
Задуманный в качестве советской коммунистической альтернативы сионизму, Биробиджанский проект, осуществлявшийся под лозунгом «В Еврейскую страну!», поднял тысячи евреев из местечек и городов внутри СССР. А также около 1500 переселенцев-евреев из 14 зарубежных стран, в том числе из США, Германии, Латвии, Литвы, Польши, Аргентины и других стран Запада, а также «возвращенцы» из британской подмандатной Палестины.
Важно тем не менее отметить, что «титульная нация» – евреи никогда не составляли большинство населения ЕАО, а их абсолютная численность, судя по данным, собранным автором, на протяжении ее истории значительно колебалась. С мая 1928 года началось целенаправленного переселение евреев в Биробиджанский район. Уже 7-8 июля 1928 года был создан первый еврейский сельсовет «Бирефельд» в районе Бирского опытного поля. Следует отметить, что первые еврейские пионеры столкнулись со значительными трудностями, которые заключались в отсутствии пригодного для размещения жилья и неподготовленности земельных участков, что не дало ожидаемых результатов в закреплении переселенцев.[1] К концу 1929 года еврейское население в Биробиджанском районе составило всего 800 человек[2].
Согласно архивной справке, предоставленной в обком ВКП (б) на 1.10.1930 год[3] Население района составляло всего 37,538, в т.ч. евреев 2300 человек. Населенных пунктов – 248, в т.ч. с преобладающим еврейским населением – 9; сельсоветов – 53, в т.ч. еврейских — 3. Школ всего — 67, в т.ч. еврейских — 3. Колхозов – 36, в т.ч. еврейских – 4.
За 1931 год в район прибыло еще 2108 человек. В этом же году в Биробиджанский район прибыли евреи из Литвы, Аргентины и Америки общей численностью 465 человек[4]. Общее количество евреев-переселенцев, прибывших из-за рубежа в тридцатые годы, составляло около 1500 человек. К 1932 г. в Биробиджанском районе насчитывалось: пять еврейских колхозов — «Валдгейм», «Бирафельд», «Амурзет», «Икор», «Ленинафельд» общей численностью работников в 1840 чел.; шесть еврейских совхозов различной направленности и числом работников в 1085 чел.; девять различных предприятий с числом еврейских рабочих в 1579 чел. Число обратников сократилось до 26%. Всего к 1932 г. в Биробиджанском районе проживало 4504 еврейских переселенца[5].
В этот же период 1931/32 учебный год на территории района работали 68 школ, к началу 1937/38 уч. года – 120 школ, которые охватывали 15 673 ученика.[6] Росло количество школ и классов, где преподавание велось на еврейском языке. Так в 1932/33 учебном году было 22 еврейских класса с 250 учащимися[7], в 1934/35 году в 52 еврейских классах обучались 950 детей, в 1936/37 уч. году уже было 11 еврейских, 11 еврейско-русских школ, 110 классов с общим количеством обучающихся – 1430, в 1938/39 уч. году – 12 еврейских, 13 еврейско-русских школ, 130 классов с общим числом обучающихся – 1 813.[8] Для подготовки учительских кадров в 1932 году в рабочем поселке Биробиджан был открыт педагогический техникум с еврейским и русским отделениями, первый выпуск которого состоялся в 1935 году.
За период с 1935–1937 гг. в область прибыло 19 тыс. переселенцев, в том числе 16,1 тыс. евреев. С 1938 по 1940 гг. происходит снижение потока переселенцев (8,3 тыс. человек, в том числе 2,4 тыс. евреев). По данным переписи 1939 г., численность населения ЕАО составила 108,9 тыс. человек, в том числе 17,7 тыс. евреев -16,2%.[9] В исследованиях Светланы Мищук отмечается, что «В 1959 г. численность евреев и украинцев была сопоставима (14,3 тыс. человек и 14,4 тыс. человек соответственно). Однако в последующие годы число евреев постоянно снижалось (табл. 1). Наиболее активный отток отмечался после 1991 г., что было обусловлено миграцией евреев в Израиль и Германию.[10] За период с 1989 г. по 2002 г. число евреев сократилось в 3,9 раза, что является максимальным темпом сокращения евреев в общей численности ЕАО за весь рассматриваемый период».
В исследованиях Марка Тольца, показан как проходил процесс миграции еврейского населения из ЕАО на фоне других субъектов России. «В 1996-1998 годах эта область внесла самый существенный вклад в миграционный поток в Израиль по сравнению с другими субъектами Российской Федерации – 13-14%. Уровень эмиграции из России в Израиль в 1994-1998 годах имел очень большие региональные различия: для Москвы он составлял за весь данный период только 2,3% от численности «расширенного» еврейского населения на начало 1994 года, тогда как для ЕАО этот показатель поднимался до 59,6%. <…> В 1999 году, как и в предшествовавшие годы, большая часть евреев-эмигрантов из Москвы (72%) и Санкт-Петербурга (59%) выехала в страны Запада. Напротив, подавляющее их большинство из провинции (82%) направилось в Израиль, а для ЕАО эта доля была еще выше (94%). Данный регион, где проживал лишь 1% российских евреев, дал около 9%».[11] В итоге, согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, евреи составляли тогда лишь 0.9% 178-тысячного населен региона – вдесятеро ниже, чем в 1959 и втрое ниже чем в год последней советской переписи 1989 г.
Таблица 1. Национальная структура населения ЕАО по данным переписей населения в СССР и РФ, 1959 — 2010
Год переписи | ||||||
1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 | |
Русские | 78,1 | 83,7 | 84,2 | 83,2 | 89,9 | 90,7 |
Украинцы | 8,8 | 6,1 | 6,3 | 7,4 | 4,5 | 2,8 |
Белорусы | 1,0 | 0,8 | 1,0 | 1,0 | 0,6 | 0,4 |
Татары | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 |
Евреи | 8,8 | 6,6 | 5,4 | 4,2 | 1,2 | 0,9 |
Другие национальности | 1,5 | 1,5 | 1,8 | 2,5 | 2,6 | 4,7 |
Бывший губернатор области Александр Левинталь, тем не менее полагал, что официальные статистические данные не всегда отражают реальность. «Мы знаем, что проводившаяся в свое время в стране демографическая политика активно поощряла процессы ассимиляции, межнациональные браки. Известны различные исследования в этом направлении, которые говорят о том, что вполне реально, исходя из этих расчетов, мы можем увеличить численность евреев в нашей области в 1,5 – 1,8 раза, и это будет ближе к истине».[12]
Но дело не только в абсолютной или относительной численности еврейского населения несостоявшейся Еврейской страны.
Согласно справке, подготовленной в правительстве области по запросу автора этой статьи, «по данным переписи 2010 года, в ЕАО с общим населением в 176 558 человек и еврейским населением в 1628 человек владение идишем указали 97 человек (6 % от еврейского населения области), владение ивритом — 312 человек (19 % от еврейского населения области), владение другими еврейскими языками (без уточнения) — 54 человека. Население области в целом и евреи, в частности, не используют идиш как разговорный язык».[13]
И легитимный вопрос, насколько Еврейская автономная область может считаться еврейской? – требует намного более развернутого ответа, который, разумеется, должны осветить не только демографы и статистики.
[1] Госархив Хабаровского края (далее – ГАХК). Ф. 353. Оп. 3. Д. 35. Л. 33.
[2] ГАХК. Ф. 353. Оп. 1. Д. 128. Л. 1.
[3] Госархив (ГА) ЕАО Ф. 75/4c. Оп. 2, Д 268. Л.1-3
[4] Там же.
[5] Там же. Л. 10.
[6] ГА ЕАО. Ф. Р-100. Оп. 1. Д. 40. Л. 1.
[7] Там же Л.2
[8] Там же Л.15
[9] ГА ЕАО Ф. 87. Оп. 4. Д. 93. Л. 7.
[10] Светлана Мищук, «Национальный состав»//География Еврейской автономной области / ред. Е. Я. Фишман. Биробиджан: Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, 2018, сс. 287-288 http://xn--80apgve.xn--p1ai/konferens/monografii/geografiya-eao/глава%2012.pdf
[11] Марк Тольц. Российская эмиграция в Израиль. Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАН, № 71 Май 2003. http://www.demoscope.ru/acrobat/ps71.pdf
[12] Ежегодник ЕАЕК. Евреи Европы и Азии: состояние, наследие и перспективы / Сборник научных и публицистических статей, Том 1 (2018 — 2019/ 5779) — Герцлия, Израиль, Евро-Азиатский Еврейский Конгресс — Институт евро-азиатских еврейских исследований — 2019. С. 267
[13] Информационная справка по сохранению, развитию, популяризации языков и культуры народов России получена 28.04.2019 г.
историк и политический технолог; исследователь истории ЕАО, бывший старший научный сотрудник Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН в Биробиджане, ассоциированный эксперт ИЕАЕИ