100 лет назад, 21 июля 1924 г. постановлением Исполкома Джойнта был учрежден Агро-Джойнт, – многолетняя программа по переселению евреев из пораженных безработицей местечек в новые сельскохозяйственные колонии Юга Украины и Крыма. 25 ноября 1924 г. Агро-Джойнт подписал соглашение с советским правительством. На 1 января 1937 г. Агро-Джойнт обслуживал 133 еврейских колхоза в УССР и 85 хозяйств в Крыму, всего – 218 колхозов, в которых проживало 13250 семей. Деятельность организации в СССР завершилась трагически – общее число людей, репрессированных в 1937-1938 гг. в связи с причастностью, реальной или мнимой, к деятельности Агро-Джойнта, составляет около 70 человек. В годы Второй мировой войны Джойнт оказывал помощь еврейским беженцам, поставлял в СССР большие партии продуктов питания, а также адресованные Советскому Красному Кресту медикаменты и оборудование для госпиталей. Послевоенное цементирование режима и набиравший обороты государственный антисемитизм не предполагали контакты с миром американской филантропии.
Дело врачей
По-настоящему Джойнт стали известен в СССР в 1953 г., в последние месяцы жизни Сталина. Авторы текстов о Джойнте, которые увидели свет в январе-феврале 1953 г., в период разъяснительной кампании, связанной с арестом врачей кремлевской клиники – «Дела врачей», оперировали ничтожным количеством фактов. Напомним, что согласно сообщению ТАСС от 13 января 1953 г. «большинство участников террористической группы были связаны с международной еврейской буржуазно-националистической организацией «Джойнт». Реальной информации о Джойнте, помимо нескольких клишированных фраз, машина советской пропаганды предложить не смогла. Для подготовки наиболее полного материала «Что такое Джойнт», опубликованного 24 февраля в «Литературной газете», понадобилось более месяца. Задача статьи заключалась в разоблачении «шпионской сети Джойнта и методов, заложенных в основу его подрывной террористической деятельности». Основным текстом, использованным «Литературной газетой», стала переработанная статья Joint Distribution Committee из 6-го тома The Universal Jewish Encyclopedia, опубликованная в 1942 г.
Из статьи в «Литературной газеты» читатель узнал главное: «Джойнт» — это орудие государственного департамента США, работает в прямом контакте с американскими дипломатами. В статье В. Минаева «Сионистская агентура американской разведки» («Новое время», 1953, № 4) также был опубликован развернутый материал о Джойнте, но ничего внятного о деятельности организации автор не мог сообщить. Все сведения, которые ему удалось собрать, сводились к следующему:
«Организация Джойнт (полное название – Джойнт дистрибьшн комити) была создана в Соединенных Штатах в годы Первой мировой войны. Ее официально провозглашенная цель – помощь американских евреев своим единоверцам в иностранных государствах. Однако благотворительность, в глазах автора и заказчиков этого текста, «служила и служит лишь маскировкой шпионско-диверсионной деятельности этой организации, созданной американской разведкой».
Большую активность в этом направлении, продолжал Минаев, Джойнт развил после Второй мировой войны в странах народной демократии. По версии автора, ее «преступной деятельностью» в этих странах руководит «европейский отдел», возглавляемый агентом американской разведки Шварцем (имелся в виду Джозеф Шварц – видный американский еврейский лидер, в 1942-1950 гг. – генеральный директор европейского исполнительного совета Джойнта). Так, была вскрыта шпионская сеть еврейских буржуазных националистов Джойнта в Венгерской Народной Республике. В декабре 1949 г. директор Джойнта в Венгрии И. Якобсон[1] был выслан из страны за шпионаж и подрывную деятельность.
Газетная кампания 1953 г. против Джойнта прекратилась в конце февраля, последним рецидивом на страницах советской печати можно считать упоминание о Джойнте в статье Б. Полевого, «Верный друг Советского Союза» («Правда», 16 марта 1953 г.) посвященной памяти умершего 14 марта 1953 г. руководителя чехословацких коммунистов и президента Чехословакии Климента Готвальда, где среди агентов «реакции и ее империалистические хозяев» были упомянуты и некие «кровавые банды Джойнта».
КГБ СССР о «Джойнте»
Десталинизация общества вовсе не означала, что произошла ревизия прошлого и СССР пересмотрел свое отношение к различным организациям и структурам западного мира. Укоренившее в годы позднего сталинизма отношение к Джойнту, как американской подрывной организации, вновь проявилось в тексте учебного пособия «Антисоветская деятельность еврейских националистов и борьба с ними органов государственной безопасности» 1956 г., предназначенного для курсантов Высшей школы КГБ.
Глава «Еврейские буржуазно-националистические организации, действующие в США» навсегда закрепила место Джойнта в списке главных «сионистских агентств» американского еврейства. Авторы учебного пособия представили историю Агро-Джойнта, используя клише обвинительных протоколов периода Большого террора (1937-1938 гг.):
Он был создан американскими капиталистами в 1924 г. для оказания помощи еврейским земледельческим колониям в районах Каховки, Никополя, Джанкоя и Евпатории (Юг Украины и Крым). Однако правление «Агро-Джойнта» мало интересовали эти колонии. Оно занималось главным образом сбором сведений для американской разведки. «Агро-Джойнт» широко привлекал в этих целях специалистов еврейской национальности, эмигрировавших в СССР из Германии после фашистского переворота. Органы государственной безопасности разоблачили ряд агентов «Агро-Джойнта» и вскрыли шпионский характер этой организации. Поэтому в 1937 г. по решению Советского правительства деятельность «Агро-Джойнта» была запрещена».
О текущей работе «Джойнта» авторы пособия сообщили следующее:
Главный руководящий орган «Джойнта» находится в США, в Нью-Йорке. Европейский центр «Джойнта», действующий против Советского Союза и стран народной демократии, находится в Париже. В своей подрывной деятельности он широко пользуется услугами израильских дипломатических представительств в странах народной демократии. Активную антисоветскую деятельность «Джойнт» развернул во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период. В интересах американской разведки отделения «Джойнта» собирают подробные сведения о еврейском населении Советского Союза, обращая особое внимание на тех лиц, у которых есть родственники в капиталистических странах.
Далее авторы пособия приводят сведения о «подрывной» деятельности Джойнта в Польше, Венгрии и Румынии, о том, что «под видом оказания помощи евреям Джойнт занимается сбором разведывательных сведений о Советском Союзе и странах народной демократии», оказывает финансовую поддержку «реакционным организациям различных стран, ведущим враждебную работу против демократического лагеря». Например, в странах народной демократии Джойнт, якобы «поддерживал и финансировал те реакционные группы, которые выступали против социалистических преобразований». И наконец, чисто шпионский аспект: «добытые сведения экономического характера», по версии авторов учебного пособия, Джойнт направляет в т. наз. «Еврейский реконструктивный комитет» в Нью-Йорке, который возглавляют банкиры и промышленники из числа сионистов. Где «пользуясь информацией Джойнта, они дают рекомендации американскому правительству по вопросам экономических отношений США с другими странами».
Функции Джойнта в видении советской пропаганды
Первые советские антисионистские работы конца 1950-х – первой половины 1960-х выступали в жанре «антирелигиозных», недостаток свежих фактов с лихвой компенсировался буйными фантазиями о недалеком прошлом. Бескорыстная помощь, оказаная Джойнтом народам СССР в начале 1920-х и в годы Второй мировой войны была признана подрывной деятельностью. Одним из первых проявил интерес к истории Джойнта «религиовед» Ф. Маяцкий. В 1964 г. в Кишиневе была издана его книга «Современный иудаизм и сионизм». Его вымыслы относились к грандиозной по масштабу помощи США в период первого голода в СССР (1921-1923 гг.), когда благодаря кухням, развернутым Джойнтом, от смерти были спасены не менее двух миллионов людей. Вот что он писал о том времени:
Прикрываясь лживыми фразами о необходимости помощи бедствующим евреям европейских стран, с разрешения правительства США в 1914 г. еврейские капиталисты США создали международную «филантропическую» организацию Джойнт <…> После первой мировой войны Джойнт был широко использован правительством США для сбора сведений, интересующих американскую разведку. Советский народ познакомился с деятельностью организаций подобного рода в тяжелые для нашей Родины годы, когда население Поволжья испытывало голод и когда для «помощи» голодающим была создана «АРА» («Американская администрация помощи»). Но АРА не столько интересовалась организацией помощи, сколько вопросами свержения советской власти. В этой деятельности гуверовскому АРА не последнее слово принадлежало «Джойнту», который под видом помощи «бедствующим евреям» собирал шпионский материал (Маяцкий Ф. Современный иудаизм и сионизм. Кишинев, 1964. С. 54).
Помимо текстов так называемой «публицистики», иногда имя Джойнта появлялось в «художественной литературе». В 1985 г. в Москве была издана «повесть-хроника» А. Полякова «Диверсия под флагом помощи». (В уста полковника Хайнеса, «руководителя операции АРА в Одессе», автор вкладывает следующие сентенции о работе Джойнта в Украине в 1921-1922 гг.:
Бедным евреям Джойнт ничего не пошлет, пусть они лучше умирают. Джойнт – это сионистская организация. Богатые евреи Америки шлют продукты сионистам – богатым одесским евреям. Но вы думаете – бесплатно? Ничего подобного! На рынке сионисты выменивают на эти продукты ценности и отправляют с нашими транспортами в Америку на определенных условиях: двадцать процентов капитану и двадцать мне. Бизнес есть бизнес… (с. 170).
Ю. Иванов, именитый автор книги «Осторожно: сионизм» (М., 1969) располагал следующими сведениями о деятельности Джойнта в СССР:
В 1927 г. из Советского Союза в буржуазную Латвию выехал И.Ш. Шнеерсон, чтобы занять пост главного раввина Риги. В Германии Шнеерсон вскоре встретился с двумя представителями крупного американского капитала. После этой встречи Шнеерсон не без выгоды для себя стал центальной фигурой в деле передачи весьма значительной суммы денег от американской подрывной сионистской организации Джойнт ее агентуре в СССР (сс. 77, 221)
Другой метр пропаганды В. Большаков (Сионизм на службе антикоммунизма. М., 1972) добавил следующую информацию:
«В 1930 г. была запрещена деятельность так называемого «Ленинградского комитета помощи» (ЛЕКОПО), который, как выяснилось в ходе следствия, был «крышей», прикрывавшей деятельность подрывной сионистской организации Джойнт на территории СССР» (с. 22).
В первой половине 1960-х не было более известного антисиониста, «религиоведа» и критика иудаизма, чем Т. Кичко. Он был знаменем ранних антисионистских кампаний. Откровенные фантазии Т. Кичко не знали пределов. Например, в своем труде «Іудаїзм без прикрас» (Киев, 1963), он утверждал, что сионисты и представители Джойнта открыто проводили в послевоенном сталинском СССР агитационную работу (в том числе, в пользу эмиграции евреев в Палестину под власть «английских колонизаторов»), в чем им, якобы, помогали «отдельные служители иудаизма»
В фантомном мире пропагандистов аполитичный Джойнт занял несвойственное ему место лидера «международного сионизма». Для создания образа врага каких-либо доказательств или ссылок на достоверные источники не требовалось, достаточно было утверждений подобных этому: «Джойнт занимается не только сбором средств в казну сионизма, но и прямой враждебной деятельностью против СССР и других социалистических стран».
Автор этой фразы В. Большаков вскоре развил и расширил свои данные о Джойнте.
Весьма важным звеном в системе сионистских организаций, и не только с точки зрения его роли в сборе средств, играет Джойнт. Джойнт – не только институт по сбору средств. Прежде всего это ударная политическая организация международного сионизма, крупный шпионский центр, весьма активно выступающий на антисоветском, антикоммунистическом фронте <…> В подчинении Джойнта оказались практически все еврейские филантропические и благотворительные общества, а также объединения, союзы и группы по сбору средств. Джойнт, согласно американским источникам, «поддерживают все секции американского еврейства – ортодоксальные, консервативные и реформистские через «Объединенный еврейский призыв» и другие организации. Причем характерно, что на помощь Израилю, как правило, Джойнт расходует менее одной четвертой всего бюджета. Остальное идет на антисоветскую, антикоммунистическую деятельность, субсидирование сионистской агентуры (В. Большаков «Сионизм на службе антикоммунизма», М. 1972).
Прочие авторы — В. Жуков («Цели и методы воинствующего сионизма» (Москва, 1971), Б. Прахье («В капкане», Одесса, 1975) и другие, излагали свои представления о Джойнте примерно в том же стиле. «Организация, созданная в 1914 г. формально для филантропической деятельности среди еврейского населения других стран», наряду с «Бней Брит», ВСО, Американским еврейским комитетом, Всемирной сионисткой организации женщин, ХИАС, Лигой защиты евреев и прочими, является «звеном американского сионистского лобби». Джойнт, по их версии, «часто использовался американской разведкой для подрывных целей для борьбе против молодой Советской республикой», а после второй мировой войны «сотрудничает с ЦРУ и израильской разведкой».
Аналогично описывалась программа посылочного сервиса для нуждающихся евреев СССР, преимущественно пожилых или религиозных, которую Джойнт инициировал в первой половине 1960-х гг. Посылки поступали через посредников, прежде всего от компании «Динерман», потому имя подлинного инициатора программы в большинстве случаев оставалось неизвестным для пропагандистов, это были просто «сионисты» или «сионисткая организация». Разоблачали «сионистов» из фирмы «Димерман» по команде сверху в текстах, которые строились по одинакову шаблону: возмущенный получатель посылки обращался в редакцию газеты с негодующим письмом, а редакция разъясняла, что «сионисты хотят на своих посылках заработать политический капитал».
Так, только в марте 1964 года центральная газета «Известия», «Правда Востока» (Ташкент), «Советская Латвия», «Вечірній Київ» и др. опубликовали статьи с «говорящим названием» («“Доброта” с дальним прицелом», «Візмить, панове, назад свій подарунок» и пр.) и почти идентичного содержания. Красочные образы («жирный паук, откормленный стараниями международного сионизма и империализма») использовал корреспондент газеты «Радянська Україна» Б. Сидоренко в статье «Брудне золото «Джойнта» (август 1978 г.)
Разоблачительные материалы о посылках были основаны на местном материале. Например, Б. Прахье, автор книги «В капкане» (Одесса, 1975) пишет «о бывшей жительнице Белгорода-Днестровского Мнихе Чемеринской, «ярой сионистке, после войны уехавшей в Израиль». Автор выяснил, «что Чемеринская активно сотрудничала в сионистской организации «Джойнт», под видом благотворительности занимавшейся вербовкой людей в Израиль». Кроме того, ему стало известно, что «Чемеринская получала за каждого человека, обманом затянутого на «землю обетованную», солидное вознаграждение». В Белгороде-Днестровском, заключает автор, «давно раскусили грязные махинации Чемеринской и К. Людей, готовых клюнуть на их удочку, становится все меньше и меньше. Советские люди с гневом и возмущением отказываются получать посылки от сионистских «благодетелей».
В марте 1975 г. Секретариат ЦК Компартии Украины принимает постановление «О мерах по усилению политической работы в связи с поступлением из капиталистических стран посылок и идейно вредной корреспонденции», в котором отмечалось, что «почтовые каналы активно используются сионистскими элементами за рубежом для разжигания эмигрантских настроений среди лиц еврейской национальности».
Еще одним популярным ходом советской пропаганды было преувеличение трудности абсорбции советских евреев в Израиле. Поскольку Джойнт наряду с ХИАС курировал эмиграцию тех, кто предпочел поселиться в США и других странах Запада, то естественно, что организация попала в сферу зрения советских пропагандистов.
Короткая статья «Правды» («Правда о «земле обетованной»») 3 июня 1976 г. с нескрываемой радостью сообщала:
Группа людей с осунувшимися лицами, в потрепанной одежде стоит у дверей сионистских организаций Джойнт и ХИАС <…> Пробыв год-два в Израиле, они бежали оттуда. В этой стране, заявил корреспонденту ТАСС пожилой мужчина, просивший не называть его имени, опасаясь мести сионистов, невозможно быть. Лучше умереть, сказал он, чем вернуться в Израиль. Сионисты, твердящие повсюду о «братстве» евреев, обманули нас. На Западе мы сталкиваемся с равнодушием к нашей семье со стороны еврейских организаций. Уже год, продолжал он, как мы живем в Риме, у нас нет работы, наши дети голодают, а господа из Джойнта и ХИАСА говорят: «Если не хотите возвращаться в Израиль, можете все подыхать, нас это не интересует…».
Как и другие пропагандистские тексты, подобные статьи ставили задачу приостановить волны отъездов из СССР. Временный спад эмиграции в первой половине 1980-х гг. нисколько не ослабил идеологический натиск.
«Назовем еще одну «службу» – «Джойнт», со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Особой разницы в деятельности «Джойнт» и ХИАС нет. Стоит лишь отметить, что венское отделение «Джойнт» постоянно сотрудничает с так называемым «Еврейским центром документации» С. Визенталя. А кто такой Визенталь? На этот вопрос достаточно точно ответил канцлер Австрии Б. Крайский, подчеркнувший, что этот борец за права человека – гитлеровский агент в прошлом и американский шпион в настоящем (Б. Шейнин, «Одурманенные сионистскими бреднями», Известия. 17 июня 1981)
Во второй половине 80-х гг. термины, которыми описывался Джойнт, обновились, теперь организация уже стала принимать участие в «психологической войне» против СССР. Оказалось, что «Приемы и методы психологической войны разрабатываются в различных научно-исследовательских учреждениях США, в формально благотворительных учреждениях – например, «Джойнт», в туристских агентствах и др.» (Л. Моджорян, «Терроризм: правда и вымысел», М. 1986. С. 91).
***
Несмотря на то, что обвинения в адрес Джойнта были сформулированы еще в период позднего сталинизма, они без основательных изменений использовались режимом на протяжении последующих трех десятилетий, вплоть до его краха. Данные о Джойнте черпались сионоведами в основном из печатных материалов января-февраля 1953 г. Все что было написано впоследствии, являло собой творческую обработку, но поскольку «дело врачей» было табуировано в послесталинском СССР, откровения по истории организации печатались без указания источника.
Пропагандисты могли публиковать свои домыслы без опасений, что их уличат во лжи, какая-либо полемика или проверка фактов не предусматривалась. Большинство авторов никогда не использовали иные источники, кроме газет 1953 г. или цитировали фантазии друг друга. Идеологической машине удалось при помощи СМИ укрепить в коллективном бессознательном основное: Израиль, сионисты и евреи – это зло, которое мешает советскому социуму. Вместе с тем не стоит преувеличивать влияние этого выброса на все сообщество: идеологические инвективы, названия неизвестных и ненужных зарубежных еврейских организаций мало занимали умы просвещенных граждан, обреченных выживать в неблагоустроенном мире «развитого социализма». Поток антисионистской литературы оборвался в 1988-1989 гг., когда перестройка вступила в завершающую фазу и под давлением различных факторов руководство страны начало основательный пересмотр идеологии. Тиски государственной пропаганды ослабли, прекратилось финансирование подобных изданий.
С тех пор их осуществляют различные «патриотические» структуры РФ. Отброшены условности, антисемитизм авторов не скрывается за дымовой завесой уверений в «интернационализме», тексты написаны с позиций русского национализма. Старое, но испытанное оружие антисионистской пропаганды СССР в условиях «гибридных войн» ХХІ столетия адаптировано нынешним поколением российских функционеров: давние установки всплывают в их репликах, репродуцируются подконтрольными СМИ и получают поддержку «глубинного народа». Филантропические организации с их ограниченными задачами помощи пожилым евреям, не востребованы современной российской пропагандой.
[1] Гейнор Исраэль Якобсон (Gaynor Israel Jacobson, 1912-1999) – в 1944-1949 гг. – директор программ Джойнта в Италии, Греции, Чехословакии и Венгрии. Директор ХИАС в 1966-1981 гг.
историк и архивист, сотрудник Архива Джойнта (American Jewish Joint Distribution Committee в Нью Йорке, США.