Сегодня родным, а зачастую единственным языком абсолютного большинства американских евреев, в массе своей – потомков идише-язычных иммигрантов из Восточной Европы, является английский. Активных носителей идиша, согласно оценкам, среди них всего порядка 150 тысяч, в подавляющем большинстве членов ультраортодоксальных религиозных общин. Однако в среде светских и умеренно религиозных американских евреев существует движение носителей диаспоральной еврейской идентичности, ставящее своей задачей сохранение языка идиш и развитие культуры на нем. При этом, отношение к еврейскому государству и сионизму среди американских идишистов далеко не однозначное.
Многие из них солидаризуется с Государством Израиль, но в этой среде немало и тех, кто поддерживает американских «прогрессистов» и израильские леворадикальные движения и рассматривают сионизм как проявление колониализма. Эта, уже довольно давняя полемика резко обострилась после нападения террористов Хамаса 7 октября 2023 г. на израильские населенные пункты, и последовавшая за этим войны.
Подавляющее большинство современных американских евреев являются потомками иммигрантов, прибывших во второй половине XIX – первой половине ХХ века из Восточной Европы и говоривших на идише. К настоящему времени родным, а зачастую единственным языком абсолютного большинства американских евреев, численность которых оценивается, в зависимости от критериев, от чуть менее 6 миллионов до 7,5 миллионов[1], является английский. Активных носителей идиша, согласно оценкам, среди них всего порядка 150 тысяч. Подавляющее большинство из них принадлежит к ультраортодоксальным религиозным общинам, прежде всего, сатмарским хасидам, в среде которых сохраняется естественная передача языка младшим поколениям.
Однако в среде светских и умеренно религиозных американских евреев существует идишистское движение, ставящее своей задачей сохранение языка идиш и развитие культуры на нем. Его важнейшей организационной структурой является «Идиш-лиге» (League for Yiddish), основанная в 1979 году на базе территориалистской организации «Фрайланд-лиге» (Freeland Territorialist League of America for Jewish Colonization), которая была создана в 1942 году. Печатным органом «Идиш-лиге» является выходящий два раза в год целиком на идише журнал «Афн швел».
Американские идишисты предпринимают заметные усилия, направленные с одной стороны на популяризацию светской еврейской культуры путем переводов с идиша на английский, а с другой стороны на ревитализацию идише в неультраортодоксальной среде путем открытия разного рода курсов и издания учебных пособий для изучающих идиш.
Идишизм в его современном виде является ярким проявлением светской диаспоральной еврейской идентичности, аппелирующей к богатой культурой созданных предыдущими поколениями аншеназских евреев на языке идиш и не связанной напрямую с Государством Израиль и его культурой, создаваемой на иврите. Сторонников идишизма нельзя назвать ассимилянтами, даже если они лично не владеют идишем в полной мере. Однако отношение к еврейскому государству и сионизму среди американских идишистов далеко не однозначное. Многие из них – хотя и далеко не все – поддерживают американских «прогрессистов», а также израильские леворадикальные движения и рассматривают сионизм как проявление колониализма.
Как и следовало ожидать, нападение террористов Хамаса 7 октября 2023 г. на израильские населенные пункты, расположенные в непосредственной близости от сектора Газа, и последовавшая за этим война привели острой полемике среди американских сторонников идишизма на почве их отношения к Израилю и к войне. В декабре 2023 года в ежеквартальном литературном журнале «Идишланд», издающемся на идише двумя тиражами – в Швеции и в Израиле, было опубликовано коллективное письмо «Идишисты за Израиль», инициированное молодым американским идишистом Ноехом Баррерой. В частности, в нем было сказано: «Мы, идишисты, едины с нашими братьями и сестрами в Государстве Израиле в этот час беды. Мы категорически поддерживаем право Израиля на существование и на защиту своих граждан и территорий»[2]. Его подписали более 100 идишистов, большинство из которых были американцами (заметная часть из них – эмигранты из бывшего СССР). Сам по себе факт появления подобной инициативы свидетельствует о том, что поддержка Израиля американскими идишистами не является сама собой разумеющейся даже после 7 октября 2023 года.
Острая полемика между произраильскими и пропалестинскими американскими членами движения шла на протяжении всего минувшего года. Попытку детально описать ее предприняла Рухл Шехтер, редактор двуязычного (английский и идиш) идишистского еженедельника «Форвертс» («Forward»), в статье «Болезненный раскол в идишистском сообществе после 7 октября»[3]. В этой статье приводится целый ряд примеров антиизраильских демаршей пропалестинских идишистских активистов. В частности, они устроили шумную кампанию против нью-йоркского исследовательского института YIVO, флагмана идишизма в академической науке, обвиняя его руководство в том, что он превратился в «рупор израильской пропаганды». Поводом для этих нападок послужил показ в январе YIVO подготовленного им трехсерийного документального фильма о происхождении и идеологии движения ХАМАС.
Другим привлекшим общественное внимание демаршем такого рода стало опубликованное в середине сентября в Инстаграме коллективное письмо актеров выступающей на идише бруклинской труппы «GLYK», в котором они заявили о своем присоединении к академическому и культурному бойкоту Израиля. Объяснили же они свое решение своей солидарностью с палестинцами, которые «вот уже почти 12 месяцев сопротивляются стремительно нарастающему геноциду после более чем столетия колониального насилия со стороны поселенцев и этнических чисток».
Рухл Шехтер отмечает, что для нее это коллективное письмо не стало неожиданностью, поскольку «разногласия в точках зрения произраильских и антисионистских идишистов были проблемой, которая просачивалась под поверхность в течение многих лет. После 7 октября обе стороны, похоже, осмелели в публичном выражении своих взглядов». В связи с этим «после разрушительных атак ХАМАС на Израиль и начала войны произошел резкий идеологический раскол в идишистском мире между теми, кто тесно связан с Израилем, и теми, кто открыто выражает больше сочувствия борьбе палестинцев, чем еврейскому государству».
Обращает на себя внимание, что произраильски настроенные американские идишисты, судя по всему, чаще защищаются, чем атакуют своих оппонентов. Так, по словам автора статьи, после появления коллективного письма актеров труппы «GLYK» «некоторые члены идишистского сообщества в частном порядке сказали мне, что они были встревожены увиденным, но не захотели оглашать этого, опасаясь вызвать озлобление со стороны других членов идишистского сообщества». Что касается института YIVO, то его исполнительный директор Джонатан Брент отрицал в ходе полемики, что упомянутый «сериал был просионистским или даже произраильским, хотя он и представлял собой трезвую презентацию о сотрудничестве нацистов и исламистов в 1940-х годах».
Сходным образом произраильские американские идишисты повели себя и в полемике по поводу возможности упоминания событий 7 октября 2023 года в ходе церемонии в память о восстании в Варшавском гетто, которую идишисткая организация Конгресс еврейской культуры (Jewish Culture Congress) совместно с Бундом другими идишистскими организациями регулярно проводит 19 апреля, начиная с 1949 года в Риверсайд-парке в Нью-Йорке, у мемориала под названием «Дер штейн» («Камень»). Директор Конгресса еврейской культуры Шейн Бейкер рассказал Рухл Шехтер, что «один из членов комитета на плановой сессии в апреле предложил открыть программу заявлением о «погроме 7 октября», назвав его «величайшей резней евреев со времен Холокоста»».
Однако, «хотя большинство членов комитета согласились, что это было бы уместно, некоторые чувствовали себя неловко, поскольку они хотели, чтобы все присутствующие чувствовали себя комфортно на церемонии. «Мы чувствовали, что это может быть подстрекательским по отношению к более левой части нашей аудитории, которая также, как правило, моложе и, вероятно, является будущими организаторами мероприятия», — сказал Бейкер». Некоторые умеренные пропалестинские идишисты предложили упомянуть как израильские, так и палестинские жертвы 7 октября и последовавшей за ним войны, но в итоге было решено не упоминать о 7 октября вообще.
Некоторые пропалестинские американские идишисты объявляют себя идеологическими приемниками марксистской и идишистской партии Бунд, выступавшей в свое время против сионизма и за культурно-национальную автономию для евреев в странах их проживания. Их идеология называлась «доикайт» (здешнесть) – от слова «до», что на идише обозначает «здесь». Однако после Холокоста и создания Государства Израиль Бунд изменил свое отношение к сионизму. В 1955 году его руководство приняло официальную резолюцию, согласно которой, «Израиль является значимым фактором в еврейской жизни». Как бы то ни было, Бунд перестал с тех пор быть сколько-нибудь значимой политической функцией, и попытки современных «прогрессивных» американских идишистов выдавать себя за идеологических наследников пролетарского Бунда выглядят весьма искусственными. Немало пожилых американских идишистов, выросших в семьях бундовцев, сейчас смотрят на «прогрессивных» молодых идишистов с испугом и удивлением, говоря при этом, так же, как выразился Шейн Бейкер: «Я просто не понимаю, как еврей может сказать: «От реки до моря Палестина будет свободной». В Израиле живет много евреев. Куда им идти без Израиля?»
Наиболее заметной в культурном плане фигурой среди пропалестинских американских идишистов является родившийся в 1973 году и живущий в Балтиморе Шолом (Закари Шолом) Бергер, двуязычный (английский и идиш) поэт и публицист, а также переводчик еврейской литературы на английский язык. Шолом Бергер принадлежит к консервативной религиозной общине, изучает иврит и активно поддерживает радикально-левые организации в Израиле. 28 апреля 2024 года он опубликовал пост, в котором подробно изложил свои взгляды на сионизм, место Государства Израиль в новейшей истории еврейского народа и арабо-израильский конфликт.
По его мнению, «Эрец-Исраэль это одно из важных (но не единственное важное) мест для еврейской автономии. Однако в наши дни сионизм означает поддержку Государства Израиль таким, как оно было построено, национальное государство, базирующееся на еврейском превосходстве и господствующее над миллионами палестинцев, не имеющих представительства и альтернативы этой оккупации». На этом основании Шолом Бергер приходит к выводу: «Я не поддерживаю национальные государства в целом и не могу поддерживать Израиль в его нынешней форме».
По поводу обвинений в том, что нынешнее пропалестинское движение в США является, по сути, антисемитским, Шолом Бергер уверенно заявляет, что «поддержка самоопределения палестинцев не является антисемитизмом». Он поддерживает право палестинских беженцев на возвращение и даже на получение репараций от Израиля, однако уклоняется от ответа на вопрос о том, куда в таком случае деваться израильским евреев. Пожалуй, единственное проявление «умеренности» пропалестинской идеологии Шолома Бергера состоит в том, что он прямо называет ХАМАС «реакционной террористической организацией, совершившей преступления против человечества во время своей атаки 7 октября». При этом он тут же добавляет, что «это не снимает ответственности с Израиля».
Подводя итог, следует обратить внимание на то, что как упомянутая статья Рухл Шехтер, так и процитированный пост Шолома Бергера были опубликованы, не на идише, а по-английски и стали предметом обсуждения именно на этом языке. Соответственно, полемика по поводу отношения к Государству Израиль, развернувшаяся внутри небольшого, но активного идишистского сообщества, становится фактором влияния на значительно более широкие круги либерального американского еврейства, не владеющего идишем.
[1] “Jewish Americans in 2020”. Pew Research Center, May 11, 2021, pp. 50-52, https://www.pewresearch.org/religion/2021/05/11/the-size-of-the-u-s-jewish-population/
[2] Идишланд, N 21, зима 2023–2024, с. 3.
[3] Rukhl Schaechter, «A painful split in the Yiddishist community since Oct. 7», 26.9.24: https://forward.com/forverts-in-english/656976/
Директор издательских проектов ИЕАЕИ, еврейский поэт (идиш), этнограф, переводчик и литературовед, преподаватель языка и культуры идиш в Университете Ариэль в Самарии. В 2009-2010 гг. — исполнительный вице-президент Российского еврейского конгресса.