Фото: John Englart
Память о Холокосте сегодня является одним из краеугольных камней современной еврейской идентичности. Данная тема всегда присутствовала и в самосознании советского еврейства — несмотря на попытки властей СССР выхолостить в общественном представлении преимущественно еврейский характер этой трагедии. Вместе с тем наблюдаются и попытки присвоения посторонними, нередко – враждебными евреям и Израилю субъектами этой популярной и усвоенной коллективным сознанием темы для использования Катастрофы и иных еврейских нарративов в собственных интересах. Еще более проблематично, когда подобные идеи подхватывают организации, выступающие, якобы, от имени еврейского народа. Вопиющим примером подобной стратегии стало поведение так называемого Lemkin Institute for Genocide Prevention (LIPG), созданного в 2021 году в Пенсильвании. Институт, который носит имя Рафаэля Лемкина — еврейского юриста, сиониста и автора термина «геноцид», использует его имя в своей антиизраильской и антисемитской деятельности. Очевидно, что извращения и апроприации еврейского опыта и памяти требует решительного ответа со стороны международного еврейского сообщества и защиты исторического наследия от антисемитских манипуляций.
Память о Холокосте сегодня является одним из краеугольных камней современной еврейской идентичности. Данная тема всегда присутствовала и в самосознании советского еврейства — несмотря на попытки властей СССР выхолостить в общественном представлении преимущественно еврейский характер этой трагедии[1]. Признанным символом Холокоста советского еврейства – и одновременно, благодаря деятельности активистов неформального еврейского движения, символом его национального возрождения – стал Бабий Яр в Киеве. В перестроечные годы и послесоветские десятилетия этот элемент еврейской идентификации получил мощную подпитку в лице масштабного мемориального движения, итогом которого стало появление развернутой сети музеев, памятников, исследовательских центров, посвященных этой теме периодические издания и т. д.[2]
Введение в международный дискурс темы Катастрофы европейского еврейства как уникального примера варварского и ничем не оправданного геноцида, для организаторов которого нет сроков давности, стала большим достижением международных еврейских организаций, ученых и правозащитников. В большинстве цивилизованных стран Холокост на официальном уровне закреплен как абсолютное преступление, которое не нуждается ни в каких дополнительных доказательствах и «контекстах», а отрицание Холокоста (the Holocaust denial) – признано формой антисемитизма, причем в ряде случаев, уголовно наказуемого.
Примеры присвоения еврейских нарративов
У этого феномена есть, однако, и обратная сторона. Это попытки присвоения посторонними, нередко враждебными евреям и Израилю субъектами, этой популярной и усвоенной коллективным сознанием темы с целью стереть ее связь с еврейской идентичностью и историей и/или использовать Катастрофу и иные еврейские нарративы в собственных интересах. В принципе, использование темы и символов Холокоста в пропагандистских целях различными государствами, также далеко не ново. Однако в последние годы антисемитская и антиизраильская деятельность, эксплуатирующая еврейскую историю и трагедию, приобрела беспрецедентный размах.
За примерами тривиализации, присвоения или извращенного использования нарративов Катастрофы далеко ходить ненужно. Так, несколько лет тому назад новоизбранная конгрессвумен от Демократической партии Александрия Окасио-Кортез, сравнила пытающихся проникнуть в США мигрантов с жертвами Катастрофы европейского еврейства – на что сенатор-республиканец Линдси Грэм порекомендовал ей «посетить музей Холокоста в Вашингтоне» с тем, чтобы попробовать «понять разницу». В январе 2022 года конгрессмен от штата Онтарио Уоррен Дэвидсон сравнил обязательную вакцинацию от COVID-19 со страданиями евреев от нацистов.
В последнее время в этой сфере также отметились российские лидеры, которые, как отмечает Александр Фридман, вернулись к советской традиции стигматизации еврейского государства и теме «геноцида народов СССР» («русские – новые евреи»), фактически отрицающей сингулярность Холокоста европейского еврейства.
Осенью 2023 около 150 европейских раввинов подписали открытое письмо президенту и премьер-министру Армении, где они осудили неуместные параллели между Холокостом и ситуацией в Карабахе (армянского анклава – бывшая Нагорно-Карабахская АО Азербайджанской ССР, отделившегося от нее после распада СССР), заявив, что такие сравнения «принижают ужасные страдания жертв Холокоста и всего еврейского народа, который до сих пор испытывает глубокую боль от величайшей трагедии, когда-либо случавшейся с отдельной группой людей.»
«Накба» («потрясение, катастрофа, катаклизм», по-арабски), термин, которым палестинские арабы, леворадикальные круги в Израиле и про-палестинские активисты в разных странах называют создание еврейского государства в 1948 г. году, на которое тут же напали армии пяти арабских стран, занимает едва ли не самое заметное место в списке наиболее возмутительных пропагандистских манипуляций и искажений истории. А по словам известного израильского политолога и интеллектуала Шломо Авинери, само сравнение Накбы и катастрофы европейского еврейства «свидетельствует о серьёзной нравственной слепоте».
После агрессии террористической группировки ХАМАС 7 октября 2023 г. против Израиля и начала операции ЦАХАЛа «Железные мечи» в Секторе Газа, антиизраильские и антисемитские манипуляции темой Холокоста возросли многократно. В частности, много шума в мире наделало заявление президента Бразилии Луиса Инасио Лула да Силва, который в феврале 2024 г. обвинил Израиль в «геноциде» палестинцев в секторе Газа и сравнил его войну в Газе с действиями Адольфа Гитлера по истреблению еврейского народа.
Еще более проблематично, когда подобные идеи подхватывают организации, выступающие, якобы, от имени еврейского народа. В качестве показательного примера: в начале 2023 года было опубликовано заявление Иллинойского музея Холокоста в поддержку самопровозглашенной «Автономной Республики Арцах» в Карабахе, и требование ввести санкции против Баку. Оставляя в стороне дискуссию о правоте той или иной из сторон этого затяжного, и еще далекого от своего разрешения конфликта, сложно не признать, что сам факт обращения «профильного» музея еврейской памяти к теме имеющего свои причины и следствия противостояния двух постсоветских стран южного Кавказа, с соответствующими аллюзиями сомнительной корректности из еврейского опыта, означал эксплуатацию значимости Катастрофы в интересах совершенно чуждого контекста.
Неслучайно, после публичного возмущения и обращений со стороны видных еврейских лидеров заявление было удалено.
Деятельность Lemkin Institute
Однако наиболее вопиющим примером подобной стратегии стало поведение так называемого Lemkin Institute for Genocide Prevention (LIPG), созданного в 2021 году в Пенсильвании. Институт, который носит имя Рафаэля Лемкина — еврейского юриста, сиониста и автора термина «геноцид», использует его имя в своей антиизраильской и антисемитской деятельности.
На практике LIPG активно продвигает антиизраильскую и про-ХАМАСовскую повестку с момента своего основания. Институт публикует материалы, которые используются как «доказательства» для нападок на израильских политиков и военных. С наукой и профессиональной аналитикой такие пропагандистские, по жанру, тесты имеют весьма мало общего. Так, в январе 2023 г. LIPG опубликовал свою «концептуальную» статью «Красный флаг геноцида — Израиль», где содержались утверждения о, якобы, планировании Израилем «геноцидальных действий». В июле того же года Институт в третий раз обновил свои предыдущие предупреждения, акцентируя внимание на росте насилия на Западном берегу и расширении израильских поселений, которые он рассматривает как индикаторы возможного геноцида против палестинцев.
Вся эта деятельность приобрела новый размах после кровавой агрессии ХАМАСа на израильские города и поселки Западного Негева 7 октября 2023 г. – причем внятного осуждения резни израильских граждан, устроенной боевиками радикально-исламистской террористической группировки, так и не последовало. Зато один за одним последовали тексты и заявления, обвиняющие Израиль в геноциде в Газе (декабрь 2023); утверждения, что израильские действия на Западном берегу являются частью широкой геноцидальной кампании (апрель 2024), и иные подобные публикации.
Несколько позже определилась и иная цель, на этот раз в лице западных СМИ. В то время, как многие израильтяне и честные журналисты и аналитики выражают разочарование несбалансированным про-палестинским взглядом на происходящее в Газе, LIPG принялся критиковать эти же СМИ за «про-израильские» освещения «бомбардировок» Газы ВВС Израиля. По версии института – любые попытки представить действия Израиля как самооборону – являются сокрытием «геноцидального характера» этих военных операций.
С именем еврея – против Израиля
Кроме того, LIPG активно поддерживает таких деятелей, как Франческа Альбанезе, специальный докладчик ООН по ситуации в Палестине, известная своими антиизраильскими заявлениями. В ответ на критику посла США в ООН Линды Томас-Гринфилд, которая назвала Альбанезе «непригодной для своей должности» из-за антисемитизма, LIPG обвинил посла в «участии в геноциде». Важно отметить, что отдел расследований Управления служб внутреннего надзора ООН недавно объявил, что возбудил дело по обвинениям в финансовых нарушениях в отношении Альбанезе. Она подозревается в том, что брала средства для своей деятельности у групп, связанных с ХАМАС. Расследование было возбуждено по жалобе, поданной в ООН организацией UN WATCH.
Впрочем, давняя и систематическая антиизраильскую деятельность LIPG, как сказано, не началась 7 октября 2023 года, и ближневосточными сюжетами не ограничилась. Так, LIPG поддерживает тесные связи с Армянским национальным комитетом Америки (ANCA), который известен своей агрессивной антиизраильской и антиазербайджанской риторикой. В 2023 году 11 из 34 заявлений LIPG были посвящены ситуации в Нагорном Карабахе. Институт интерпретировал уход армянского населения, проживавшего на территориях, ранее занятых армянскими силами на международно-признанной территории Азербайджана, как “геноцид” и “этническую чистку”.
В то же время LIPG не сделало ни одного заявления, посвященного убийству 1200 израильтян или вынужденному переселению почти полумиллиона жителей юга и севера Израиля из-за ракетных обстрелов. Согласно определению Рафаэля Лемкина, геноцид — это “скоординированный план различных действий, направленных на уничтожение жизненно важных основ существования национальных групп и самих этих групп как таковых”. Именно такой цели открыто добиваются ХАМАС, Хезболла и Иран, регулярно атакующие Израиль различными типами ракет и дронов. Однако LIPG предпочитает игнорировать эти факты, продвигая свою избирательную и предвзятую интерпретацию геноцида.
Использование имени Рафаэля Лемкина, антиизраильская пропаганда и игнорирование исторической правды свидетельствуют о целенаправленной стратегии подрыва еврейской идентичности. Все это происходит без согласия семьи Лемкин, которая возмущена использованием их имени в целях, ровно противоположных видению и содержанию интеллектуального наследия Рафаэля Лемкина, и рассматривает возможность подачи судебного иска или официального протестного заявления. Но этого, понятно, недостаточно. Очевидно, что в этом и аналогичных случаях извращения и апроприации еврейского опыта и памяти требуется решительный ответ со стороны международного еврейского сообщества и защиты исторического наследия от антисемитских манипуляций.
[1] Локшин А. Помнить или забыть? Отношение к Холокосту советского режима и общества// Помнить о прошлом ради будущего: еврейская идентичность и коллективная память/ Под ред. Т. Карасовой и Е. Носенко-Штейн. М.: ИВРАН, 2014. — С. 75-100
[2] Ханин В. (З) и Бардач-Ялова Э. Историческая память эпохи постмодерна: эксперты о месте темы Холокоста в самосознании постсоветского еврейства// Issues in the Holocaust Studies. Issue 7, 2018, pp. 18-32