Skip to content
Состояние, структура и перспективы сообщества бухарских евреев в Северной Америке
ТерриторияСША
Фото: Мавлон Шукурудзе (facebook)

 

Предисловие редактора

Бухарские евреи представляют собой одну из субэтнических (этнолингвистических) групп еврейского народа, сформировавшуюся в позднем средневековье на территории Центральной Азии (в основном, в Бухарском эмирате, и частично — Хивинском и Кокандском ханствах), впоследствии ставшей частью Российской империи и СССР. В поздне- и постсоветские времена основная масса бухарских евреев покинули свою этническую территорию, и сегодня — как и иные еврейские субэтносы бывшего СССР — представляют собой транснациональное сообщество, расселившееся во многих странах мира.

Точная численность этой, сравнительно небольшой группы, по ряду причин, неизвестна. Согласно последней советской переписи 1989 г. в СССР проживали 36 152 бухарских евреев (из них 28 368 в Узбекистане и 4 879 в Таджикистане) — почти в полтора раза больше, чем в 1959 г., когда численность этой группы оценивалась в 23 208 человек. При этом в советские времена часть из них фиксировалась в переписях просто как евреи. В этой связи эксперты осторожно оценивают реальную численность еврейско-бухарского субэтноса в СССР в 1989 г. в 43-45 тысяч, к чему можно добавить еще несколько тысяч «бухарцев», покинувших СССР в 1970-1980-е гг. [1]

Массовая миграция бухарских евреев внутри и за пределы постсоветского пространства в 1970-е гг. и особенно — с началом в 1989-м «большой алии» и распадом в 1991 году Советского Союза — значительно усложнила эту картину. Ее итогом, среди прочего, стало частичное смешение бухарских евреев с другими еврейскими субэтносами и ассимиляция в нееврейской среде, что ставит вопрос об общинно-культурной принадлежности второго и, тем более, третьего поколения этих мигрантов[2]. В результате оценки общей численности еврейско-бухарских общин мира в начале этого века разнились от 100 до 300 тыс. человек[3] (включая 200 тыс. только в Израиле[4]), в то время как экспертные демографические оценки этой группы остаются предметом дискуссий.

Например, Альберт Каганович оценивал в 2000 г. общую численность лиц, у которых, как минимум, мать является бухарской еврейкой, в 94 000 человек. Из них, по его данным, 63,8% (60 000) жили в Израиле; 26,6% (25 тыс.) в США; 3,2% (3 000) в Центральной Азии; 2,1% (2 000) в Австрии, и еще порядка 4,3% (4 000) — в других странах мира. Шесть лет спустя, по его же оценкам, общая численность этой группы составляла уже 102 000 лиц, включая, соответственно, 65 тыс.; 28 тыс.; 2,5 тыс.; 4,5 тыс. и 2 тыс. в каждом из упомянутых регионов мира[5]. Другие авторы предлагают иные оценки[6].

Так или иначе, страной крупнейшей концентрации бухарских евреев остается Израиль, где, по данным Министерства алии и интеграции, в начале 2021 года проживало (без учета второго поколения репатриантов) около 110 тыс. членов этого сообщества. На втором месте — США, где бухарско-еврейская община, по оценкам ее лидеров, насчитывает порядка 48-50 тыс. человек (из них 32-34 тыс. — в Нью-Йорке)[7]. Намного меньшие, но все же заметные общины бухарских евреев, проживают в Москве, Вене и некоторых других столичных городах мира. В самой Центральной Азии сегодня осталось не более 2 000 бухарских евреев (в основном, в Узбекистане), где негативные демографические процессы, и прежде всего — продолжающаяся эмиграция, могут привести к исчезновению этой общины в ее «метрополии» уже в ближайшем будущем.

На протяжении последних 30 лет в социокультурном портрете и организационной инфраструктуре этого транснационального сообщества произошли весьма существенные изменения. Как отметил израильский исследователь Зеэв Левин,[8] 1990-е годы стали временем расцвета локальных объединений бухарских евреев преимущественно религиозного плана, «заточенных» на решение социальных, экономических и культурно-религиозных проблем этой группы, обусловленных местной спецификой. Причем финансирование (и, соответственно, определение порядка приоритетов) общинных проектов практически повсеместно осуществляли зажиточные члены этих общин. С той лишь разницей, что в Израиле первоначально доминировали структуры, созданные устроенными старожилами для решения оперативных проблем новых репатриантов и их скорейшей интеграции в местное общество, и соответственно, служивших инструментами влияния общинных элит. В то время как в США и Австрии инициатива создания подобных синагогальных и иных структур изначально исходила из среды новых иммигрантов и была нацелена на «автономизацию» этих сообществ.

Действительно, как показало исследование российского антрополога Татьяны Емельяненко[9], бухарские евреи в местах их наибольшей концентрации — таких, как район Нью-Йорка Форрест-Хиллс в Квинсе (в основном, заселенный «прямыми мигрантами» из Центральной Азии) внесли в него своеобразие среднеазиатской жизни, включая кафе узбекско-таджикской кухни и архитектурный стиль домов. Причем доминирующим в самосознании американских бухарских евреев становится этнокультурный фактор принадлежности именно к евреям Средней Азии, отраженный в деятельности различных общественных организаций, литературе, искусстве, кулинарии, праздниках, семейных обрядах и пр. Это происходит за счет «универсализации» (в том числе, под влиянием Хабада) и постепенного ослабления специфической общинной роли религиозного фактора — в отличие от «коренных» евреев США, среди которых этот фактор остается главным маркером принадлежности к еврейству.

Количественное социологическое исследование и серия углубленных интервью, проведенных нами в столице Австрии — Вене, также показали, что в среде проживающих там членов общин «русских сефардов», включая бухарских евреев, религия выступает в качестве очень важной, но далеко не единственной части этнокультурного фона этих общин. Как и в Америке, специфическая модель суб-общинной еврейско-бухарской идентичности более выражена у тех, кто был рожден в СССР и СНГ, и либо иммигрировал в Австрию напрямую, либо жил до нее в Израиле (в отличие от рожденных в Австрии, Израиле и других странах). Этому способствуют и субэтнические объединения, структурированные вокруг секторальных религиозных, культурных и общинных центров, а также неформальные группы социального, профессионального, культурного, семейно-кланового и дружеского общения, группирующиеся как на базе структур первого и второго уровней, так и вокруг своего рода неформальных «квази-общинных институтов» — торговых предприятий, «домашних кружков», клубов, специфических «этнических» ресторанов, интернет-форумов и прочих платформ групповой социализации [10].

С течением времени, однако, в сохранении специфической общинно-культурной идентичности бухарского еврейства стала заметна роль транс-государственных «зонтичных» центров этой группы, ставших, среди прочего, реакцией на «высокомерно-покровительственное», по мнению бухарско-еврейских общинных лидеров, отношение руководителей русско-еврейских объединений к «восточным» евреям бывшего СССР[11]. Собственно, первая попытка создания межобщинной организации бухарских евреев — «Международный союз евреев Средней (Центральной) Азии» — была предпринята в США еще в конце 1980-х годов. Однако до конца 1990-х такие инициативы, по мнению Левина, носили в основном декларативный характер[12].

Несколько более значительную роль играл их израильский аналог — Организация (или «Альянс») выходцев из Бухары, который с разной степенью обоснованности выступал в качестве коллективного представителя сети «бухарско-еврейских» неформальных групп, НПО, синагогальных общин, информационных, благотворительных и иных проектов. В феврале-марте 1999 года даже предпринималась попытка создания собственного политического лобби — партии «Лев — олим ле-маан Исраэль» («Лев — олим за государство Израиль», ЛОМИ), декларировавшей себя движением «русскоязычных сефардов» — выходцев из республик Средней Азии и Кавказа. Показательно, что официальная платформа партии пыталась обойти идеологические проблемы, основное внимание уделяя «общинным ценностям» бухарских евреев. Так или иначе, партия ЛОМИ получила на выборах в Кнессет в мае 1999 г. лишь 6 тыс. голосов, и соответственно, не прошла в Кнессет. (Большинство потенциальных избирателей предпочли тогда голосовать за Ликуд, другие репатриантские партии и особенно «общесефардский» ШАС) [13].

Ситуация реально изменилась лишь на рубеже столетий, с образованием в Иерусалиме в 2000 г. по инициативе и под патронажем известного израильского предпринимателя и филантропа Льва Леваева Всемирного конгресса бухарских евреев. (Структуры, которая, по мнению ее основателя, была призвана создать «глобальную систему общин, способную восстановить былую славу бухарского еврейства»)[14]. Иерусалимскому съезду предшествовал состоявшийся в мае 1999 года первый конгресс бухарских евреев Северной Америки, собравший около 200 делегатов из 12 городов США и Канады. Индикатором этой трансформации организационной структуры бухарских еврейских лидеров стало и оживление их политической активности, последовавшее после краткого застоя, вызванного неудачей их общинной партии на выборах 1999 года[15]. Впрочем, пройти в Кнессет ни на ближайших выборах 2006 г., ни позже, партии «Лев ле-олим» так и не удалось, но муниципальные движения сформировали свои фракции в девяти городских советах, причем в пяти из них представители этих движений занимали пост заместителей мэров.

В итоге, в Израиле, замечает З. Левин, ВКБЕ стал ведущей организацией бухарских евреев, опираясь на развернутую профессиональную структуру 20 координаторов культурной, политической, социально-общинной и образовательной (включая собственную сеть образовательных религиозных учреждений «Яд Хана») активности в городах и кварталах страны с высокой концентрацией «бухарцев». Конгресс также способствовал появлению в различных городах мира, включая Нью-Йорк, Ташкент, Самарканд и Тель-Авив отдельных музеев или музейных экспозиций, посвященных этому сообществу[16].

«Звездным часом» ВКБЕ стал принятый в 2007 году по его инициативе Кнессетом закон о сохранении наследия евреев — выходцев из Бухары, и выделение на эти цели государственного финансирования. Закономерным итогом процесса явилось объединение под «зонтиком» ВКБЕ большинства организаций бухарских евреев в Израиле и диаспоре. Формально оставаясь независимыми, эти организации, так или иначе, выстроили свою деятельность в соответствии с повесткой дня руководства Конгресса, предполагавшей «получение бухарскими евреями религиозного образования, создание сети новых синагог и иешив, координацию деятельности всех религиозных структур, социальную поддержку членов общины, поддержку общинных издательств, театров, музеев, творческих коллективов и т.п.». Логично, что под влиянием деятельности ВКБЕ, а также организации «Ор Авнер» (в диаспоре) и системы школьного образования «Мааян» (в Израиле) в последние годы в бухарских общинах мира заметно возросла и укрепилась роль религии[17].

Впрочем, уже в следующем десятилетии Всемирный бухарский конгресс и аффилированные организации, по причинам, прежде всего, финансового, а также организационного и политического характера, заметно снизили свою активность. Если исходить из того, что ведущей тенденцией бухарско-еврейского сообщества в Израиле и диаспоре остается курс на само-отграничение (без отказа от интеграции в среду проживания) с целью сохранения специфической общинной культуры, то на новом этапе существенную роль могут сыграть местные объединения.

Но обладают ли они необходимыми для этого демографическими и иными ресурсами? Ответ на этот вопрос дает нижеследующий информационный материал д-ра Роберта Пинхасова, посвященный современному состоянию бухарских еврейских общин Нью-Йорка и Северной Америки, оказывающих мощное влияние на развитие транснациональной общности бухарских евреев.

Проф. Зеэв Ханин


Бухарско-еврейская диаспора США

История сохранила имена первых бухарских евреев, ступивших на американскую землю: в 1919 году — Хаим Аминов, в 1938-м — Зина, дочь Рафоэля Вадьяева, в 1939-м — Бахмал Вадьяев. Бухарские евреи приезжали из разных стран, в основном из Великобритании, и, как правило, селились на Манхэттене. Ещё не имея своей синагоги, они коллективно отмечали еврейские праздники и собирали пожертвования для отправки в Палестину. По последним данным, в США проживают 48-50 тысяч бухарских евреев. При этом ареал постоянно расширяется — если в 1995 году бухарские евреи проживали лишь в 13 штатах, то через 15 лет — уже в 23-х.

В середине прошлого века бухарские евреи стали «заселять» и города северного соседа США — Канады. В 1950-е годы в Торонто прибыли три семьи бухарских евреев, в 1970-е к ним присоединились еще несколько соплеменников. Община основана в 1998 году, сегодня в городе насчитывается 170 семей бухарских евреев. Вначале прихожане молились с ашкеназскими евреями, но в 2003 году открылась бухарско-еврейская синагога. Первыми бухарскими евреями в Монреале стала в 1998 году семья Приевых, а сегодня в городе проживают 25 семей, которые в 2009 году учредили свою общину. (Прихожане молятся вместе с ашкеназскими евреями в синагоге West Montreal Chabad). Кроме того, с конца ХХ столетия 10 семей бухарских евреев живут в Калгари, и 8 семей — в Эдмонтоне.

И все же основным регионом расселения и общинной деятельности бухарских евреев в Северной Америке был и остается Нью-Йорк, где проживает более 75% представителей общины.

Нью-Йорк 

В 1940 году в Нью-Йорке была открыта небольшая синагога, а в марте 1946-го — юридический офис Certification of Incorporation of Bukharian Jews Aid Society, Inc. В 1950-е годы на богослужениях присутствовали по 20-30 человек. В этот период и в первые годы после образования государства Израиль бухарско-еврейская община США пополнялась очень медленно — на 2-3 человека в год. Иммиграция несколько оживилась в 1960-е, когда из Израиля приехали несколько семей. Первая настоящая бухарская синагога была открыта в 1963 году в Квинсе — ее посещали примерно 200 человек — иранские, афганские и бухарские евреи.

В том же году был создан Израильский еврейский центр, впоследствии переименованный в Центр бухарских евреев (ЦБЕ) в Нью-Йорке. Первым президентом нью-йоркской общины в 1963 году стал уроженец Бухары Ильёу Иссахархан. В молодости он учился в Москве с будущим королём Афганистана, который в 1920-е присвоил Иссахару бен Хизкия почётный титул «хан». В 1970-е годы стали прибывать первые эмигранты из СССР, и к концу десятилетия в Квинсе насчитывалось уже 200 бухарско-еврейских семей. В 1978 году вышел в свет первый номер издания Центра бухарских евреев под названием «Center news».

В 1983-м община приобрела просторное помещение для синагоги на 70-й авеню. Здесь было организовано обучение ивриту, Торе, английскому языку. Нуждающимся и больным оказывали материальную помощь, выделяли средства на похороны неимущих. Каждый год на Песах распределялось более полутора тысяч продуктовых наборов. В августе 1992 г. были проведены выборы в Совет директоров, в который вошли 17 активистов, набравшие наибольшее количество голосов. В 1989-1990 гг. община приобрела 285 земельных участков для захоронений, тогда же была создана Хевра Кадиша.

В результате массовой эмиграции из СССР за короткое время в Нью-Йорке обосновались десятки тысяч бухарских евреев. Около трети из осевших в городе бухарских евреев приобрели собственные дома, квартиры и кондоминиумы.

К началу нового века помещение общинного Центра в Квинсе стало тесным, и в мае 2003 г. началось строительство здания нового центра и синагоги при поддержке президента Всемирного конгресса бухарских евреев Льва Леваева. Осенью 2005 года синагога «Канесои калон» открыла свои двери, а в следующем году Леваев официально открыл Культурно-религиозный Центр, размещённый в этом же здании. Ниже мы перечислим ряд общественных и религиозных организаций, созданных бухарскими евреями, издания общины, патронируемые ей театры и музыкальные ансамбли и т.д.

Община в целом сохраняет свои особенности и традиции. Если в Израиле бухарские евреи являются частью сефардского мира, то в США они идентифицируют себя исключительно как «бухарцы», евреи Центральной Азии. Возрастающей ассимиляции противостоят в первую очередь еврейское образование и институт бухарско-еврейской семьи. Они косвенно связаны друг с другом. Известно, что более 90% выпускников еврейских школ создают впоследствии еврейские семьи. Община растет не только за счёт иммиграции, но и благодаря естественному приросту: в семьях от двух и более детей. Из 150 новых супружеских пар за 2017-2019 гг. 140 были признаны еврейскими по Галахе. В 7% случаях супруг или супруга прошли гиюр.

Необходимо упомянуть о благотворительных фондах землячеств бухарских евреев, усилиями которых поддерживаются памятники материальной культуры, кладбища в Узбекистане и Таджикистане.

Общественно-религиозные центры 

Еврейский институт Квинса — Квинс-гимназия (Jewish Institute of Queens — Queens Gymnasia)

Это первая бухарско-еврейская школа в США, открытая в 2002 году. Здание было приобретено Львом Леваевым буквально накануне нового учебного года. Семь лет школа была бесплатной — все расходы покрывал Леваев. Сейчас здесь занимаются 700-800 учеников, отдел образования Нью-Йорка по результатам тестов назвал Queens Gymnasia одной из лучших (не удивительно, что практически все ее выпускники поступили в колледжи).

Культурно-религиозный центр «Бет Гавриэль»

Центр открылся в августе 1997 года. Со временем этот скромный офис, изначально арендованный лишь для субботних служб, превратился в мощную структуру с десятками различных программ, привлекающими тысячи посетителей семь дней в неделю. В число главных задач центра входят: создание прочной еврейской семьи, преодоление сложностей иммиграции, прежде всего, негативных явлений, провоцирующих распад браков, воспитание подрастающего поколения в еврейских традициях. С этой целью при «Бет Гавриэль» создана иешива, в которой обучается более трёхсот ребят.

Center «Ohr Natan» («Ор-Натан»)

Возникший в августе 1986 года центр сосредоточен на деятельности в области религиозного образования. Здесь регулярно проводятся лекции по иудаизму на русском языке, уроки иврита для взрослых и детей, в рамках детской программы проходит подготовка к бар- и бат-мицве, летом организуются лагеря для детей 9-14 лет, где изучается иврит и еврейская история. Особое место в деятельности Центра занимают женские классы по субботам. При «Ор-Натан» функционирует единственная в Квинсе библиотека по иудаике на русском языке. Около тысячи человек прошли курсы английского языка для подготовки к сдаче экзамена на гражданство.

Center in Lefrak City

С 1997 года в центре успешно реализуются религиозные, культурные, молодёжные и социальные программы. Ежедневно проводятся утренние и вечерние молитвы, по пятницам и субботам — в двух синагогах. Здесь также организованы курсы английского языка для сдачи экзамена на гражданство. Социальный работник даёт консультации членам общины по жилищной проблеме, вопросам получения SSI и вэлфера. С неблагополучными семьями работает специалист-психолог.

Beit Eliyahu Bukharian Center in Fresh Meadows

Центр создан в апреле 2006 года группой бизнесменов во главе с Ильёй Ароновым. Здесь отмечают религиозные праздники, ежедневно проходят утренние и вечерние молитвы.

Jewish Center of Briarwood 

В созданном в 1993 году центре организовано преподавание иврита и английского языка, читаются лекции, ежедневно проводятся утренние и вечерние молитвы. При синагоге построена миква, открытая в 2019 г.

Ahavat Achim Congregation

Центр создан в 1990 году. В общине отмечаются все религиозные праздники, проводятся лекции, консультации социального работника. При центре действует колель для мальчиков от 13 лет и старше.

Синагога «Лман Ахай Бухарим» («Lmaan Ahai Bukharim» Congregation)

Одна из первых синагог бухарских евреев в Нью-Йорке. Открыта в 1979 году, зарегистрирована в 1985-м. При синагоге работает колель, ульпан иврита, два раза в месяц известные раввины выступают с лекциями. Центр поддерживает связь с ашкеназскими религиозными организациями Нью-Йорка. В будние дни синагогу посещают 100-150 прихожан, в праздничные — до 300. В феврале 2009-го открылся молельный зал в помещении рядом с синагогой, где собирается, в основном, молодёжь.

Congregation Bet-El Sepharadic Center of Jamaica Estates

Функционирует с 2007 года. Проводятся лекции, уроки, молитвы, работает колель.

Congregation Tomer Devora 

Функционирует с 2002 года. Проводятся молитвы и лекции.

Congregation Shem Tov Khal Bukharoan

Функционирует с 2007 года. Проводятся молитвы, лекции, организованы программы для детей.

Shaarei Eliyahu Congregation 

Основан семьей Акиловых в 2011 году. Проводятся молитвы, лекции, организованы программы для детей.

Bet Boruch-Kai Ohavei Torah

Основан Йехудой Сулеймановым в 2005 году. Проводятся молитвы и лекции. Есть миква для мужчин.

Ohel Joseph and Burkho Toxsur

Функционирует с 2011 года. Проводятся молитвы и лекции.

Bukharian Congregation of Briarwood 

Проводятся молитвы, лекции, бар-мицвы и др.

Shaarei Tefilah Synagogue

Проводятся молитвы, лекции, различные программы.

Ohel Sara-Torat Haim Congregation

Функционирует с 1997 года. Проводятся молитвы, лекции и т.д.

Synagogue of Khoji-Koton

Синагога основана Борухом Ходжаевым в 1999 году. Проводятся молитвы, лекции, организованы различные программы.

Ohel-Simkha Synagogue

Синагога основана Игалем Хаимовым в 1991 году. Работает школа для детей и колель для взрослых.

Od Yosef-Chai (Flushing) 

Основан Эдди Якубовым.

Bnei-Tzion Congregation

Община основана Бен-Циён Сиёновым в 1992 году. Проводятся молитвы, воскресные программы для детей и женщин, лекции и др.

Mikva in Queens. Миква открыта в 1958 году. Ежемесячно её посещают около 300 женщин.

Общественный научный центр бухарских евреев «Рошнои-Light»

Центр создан по инициативе Роберта Пинхасова в 1992 году в Нью-Йорке «Рошнои-Light» (д-р Роберт Пинхасов — президент ОНЦ «Рошнои-Light», проф. Иосиф Калонтаров — ответственный секретарь c 1997 г.»). В дальнейшем деятельность «Рошнои» переросла рамки клубной работы и в 2011 году он был перерегистрован как Общественный научный Центр (ОНЦ) бухарских евреев. Объединяет свыше 500 членов, в том числе 100 докторов и кандидатов наук.

ОНЦ «РошноиLight» состоит из 14 отделов, а также Центра исторических и социологических исследований. Интеллигенция, сплотившаяся в клубе «Рошнои-Light», смогла преодолеть трудности первых лет иммиграции. Многие подтвердили квалификацию, полученную в странах исхода, и работают в той же области. Это врачи, инженеры, деятели литературы и искусства, учителя, преподаватели колледжей и университетов. Основная цель ОНЦ «Рошнои-Light» — активизация интеллектуального потенциала общины, сохранение её этнической целостности при успешной интеграции в американское общество. Работа осуществляется по двум направлениям — просветительскому и исследовательскому.

Здесь помогают нуждающимся, в свое время были организованы семинары по подготовке к сдаче экзамена на гражданство, курсы английского языка, устраивались ток-шоу, лекции, экскурсии, члены клуба принимали участие в маршах и демонстрациях в защиту Израиля.

В ОНЦ «Рошнои-Light» проводятся исторические, социологические, демографические, искусствоведческие и другие исследования, результаты которых опубликованы в монографиях и коллективных трудах и докладывались на различных форумах.

Центром «Рошнои» и при его участии проведены восемь конференций по истории и культуре бухарских евреев с последующим изданием тезисов, и две конференции медиков и биологов. ОНЦ выступил инициатором создания бухарско-еврейского театра «Возрождение» и историко-этнографического музея бухарско-еврейского наследия в Нью-Йорке, а также принял участие в организации ряда выставок и фестивалей.

За период 1994-2021 гг. членами «РошноиLight» издано более 300 книг и брошюр. Среди них отметим фундаментальный научный труд по истории бухарских евреев в 4-х книгах, учебное пособие по истории, культуре и традициям бухарских евреев на английском языке, двухтомник «История бухарских евреев. Новый и новейший период (1865-2000)», в который вошли статьи более 50 ведущих специалистов.

В период 2008-2014 гг. д-ром Робертом Пинхасовым опубликованы 15 книг энциклопедического характера, посвященных бухарским евреям. Все они переведены на английский язык, либо изданы на двух языках под одной обложкой. На основе фундаментального труда Пинхасова «Бухарские евреи в странах мира» по рекомендации Библиотеки Конгресса США была издана книга на английском языке «Bukharian Jews Worldwide» (2015), получившая широкий резонанс в США и за рубежом. Продолжением этих публикаций стала новая работа Пинхасова — «Бухарские евреи в истории столетий», содержащая систематизированное изложение основной информации, касающейся самобытного этноса бухарских евреев (2021)[18].

Некоторые авторы посвятили свои исследования истории общин бухарских евреев отдельных городов Центральной Азии, их посильном вкладе в развитие этих городов.

В 2007 году вышла книга Эзро Малакова «Музыкальная сокровищница бухарских евреев» с приложением из семи компакт-дисков.

Как представляются в целом последствия эмиграции интеллигенции бухарских евреев? Не утратила ли она свою идентичность в ином социально-экономическом и культурном климате? Вышесказанное даёт основания утверждать, что бухарские евреи, лишившись традиционной многовековой социальной почвы, с завидным упорством хранят все лучшие национально-религиозные традиции, всегда помогавшие им добиваться успеха и общественного признания в новых регионах.

Конгресс бухарских евреев США и Канады

Конгресс бухарских евреев США и Канады (КБЕ) создан 2-3 мая 1999 г. в Нью-Йорке на Учредительном съезде, где присутствовали 397 делегатов от 54 общинных центров, культурно-просветительских, общественных и религиозных организаций. На съезде единогласно были приняты Устав и Программа КБЕ. Президентом КБЕ США и Канады был избран Борис Кандов. С учреждением Конгресса возникла всеамериканская структура, объединившая бухарских евреев Нью-Йорка, Филадельфии, Бостона, Атланты, Лос-Анджелеса, Сан-Диего, Финикса, Кливленда, Денвера, Сиэтла, Торонто и Монреаля. Это подытожило путь, пройденный иммигрантами, открыло новые перспективы перед общиной.

Главными целями КБЕ являются:

— консолидация разрозненных общин бухарских евреев Северной Америки;

— представительство в общественных и политических организациях;

— осуществление гуманитарных, культурных и религиозных программ;

— поддержка Государства Израиль;

— укрепление культурных связей со странами Центральной Азии.

В 2000 году КБЕ США и Канады вошёл в состав Всемирного конгресса бухарских евреев. На Учредительном съезде КБЕ делегаты, представлявшие все общины Северной Америки, заявили, что главной задачей новой организации должно стать строительство главного дома бухарских евреев на месте старой синагоги (116-06 70 Ave, Forest Hills). Это была непростая задача, связанная с решением множества юридических, финансовых и технических проблем, но в 2005 году пятиэтажное здание Центра и Конгресса было сдано в эксплуатацию. Ныне в нём активно действуют Главная синагога «Канесои Калон», женская организация «Эстер ха-Малка», ветеранская и две молодёжные организации, издательство, Союз бухарско-еврейских писателей, поэтов и журналистов, редакция газеты «The Bukharian Times», клуб знакомств «One heart», программа FEGS, оказывающая услуги в образовательной, профессиональной и социальной сферах, и т.д.

В разные годы КБЕ и Центр неоднократно посещали депутаты городского Совета Нью-Йорка, мэрии, сенаторы и конгрессмены. Традиционными стали встречи с мэром Нью-Йорка Майклом Блумбергом, а также губернатором штата Нью-Йорк. 18 октября 2007 года Сенат впервые провел в Капитолии День бухарских евреев, в рамках которого видные американские политики чествовали 70 активистов общины.

КБЕ оказывает методическую, финансовую и информационную поддержку творческим коллективам, общинным центрам в других городах США и Канады. Под эгидой КБЕ активизировалась деятельность землячеств по поддержанию в пристойном состоянии еврейских кладбищ в странах Центральной Азии.

Контакты с государствами Центральной Азии начались сразу после создания КБЕ. В ходе одного из визитов с разрешения властей были вывезены шесть свитков Торы из Узбекистана.

В последующие годы представители КБЕ участвовали в качестве международных наблюдателей в президентских выборах в Узбекистане и Таджикистане, а также были гостями на юбилейных торжествах в Самарканде, Душанбе, Ташкенте и Бухаре. Кроме того, в Нью-Йорке силами учёных и творческих коллективов были проведены международные конференции, посвящённые 2200-летию Ташкента, 2750-летию Самарканда и 2000-летию Маргилана. КБЕ участвует в межрелигиозном диалоге с представителями мусульманского духовенства в Узбекистане, США и Таджикистане.

Особое место в деятельности КБЕ занимает Государство Израиль. Тысячи бухарских евреев участвовали в ежегодных парадах в Манхэттене, посвящённых Дню независимости еврейского государства. Красочно оформленная колонна КБЕ со знамёнами и транспарантами, в национальных костюмах проходила по Пятой авеню.

Делегации КБЕ принимают участие в ежегодно проходящих в Израиле съездах Всемирного конгресса бухарских евреев, в работе различных симпозиумов ООН, организуемых дипломатами Узбекистана и Таджикистана, аккредитованными в США.

Газета «The Bukharian Times» стала рупором повседневной жизни КБЕ и Центра бухарских евреев, завоевав заслуженный авторитет как в США, так и за пределами страны.

Визитной карточкой общины стал Музей наследия бухарских евреев и Центр «Рошнои».

Деятельность Конгресса высоко оценена высшим руководством США, Израиля и стран Центральной Азии — как проводника народной дипломатии, популяризатора культуры народов Центральной Азии, а также своеобразного зонтика, объединяющего все организации бухарских евреев Северной Америки.

Издательский дом КБЕ США и Канады создан в 1999 г.; президент Б. Кандов, главный редактор А. Якубов. За 1999-2021 годы был выпущен ряд книг и брошюр, а также календари.

Совет бухарско-еврейских общин Америки был учрежден в 1996 году для содействия религиозному образованию детей новых иммигрантов. Под патронатом Совета функционирует иешива «Бинат Хаим», работают программы для детей и пожилых членов общины, курсы английского языка для иммигрантов, воскресная школа, собираются денежные средства в фонд оплаты учёбы.

Совет ветеранов войны — бухарских евреев создан в 1993 году по инициативе писателя и журналиста Бориса Исхакова. Организация входит в Ассоциацию ветеранов и инвалидов Второй мировой войны из стран бывшего СССР. 25 июля 2021 года большой группе ветеранов, общественных деятелей, руководителям фондов, работникам печати были вручены именные памятные медали и грамоты министра обороны Израиля, посвящённые 75-летию победы над фашизмом и 80-летию начала ВОВ. Мероприятие было организовано КБЕ США и Канады и прошло в торжественной обстановке.

В здании Центра бухарских евреев в Форест-Хиллс для ветеранов выделен офис, где дважды в неделю заседают члены правления Совета. Членам организации оказывается социально-правовая помощь, больных ветеранов посещают на дому.

Женские и молодёжные организации

Женская организация «Эстер ха-Малка» создана в мае 1999 г. как отделение КБЕ США и Канады. Деятельность организации охватывает большинство женщин бухарско-еврейской общины США. В ее рамках реализуются семинары (совместно с JCRC) по подготовке молодых лидеров общины, проходят лекции на медицинские темы, встречи в «Гостиной «Женского мира» с литераторами, врачами, деятелями искусства, учёными и т.д., отмечаются праздники. При активном участии «Эстер ха-Малка» в Музее еврейской истории состоялась выставка «Память о старой Бухаре», к которой был приурочен спецвыпуск журнала «Женский мир».

С 2002 года проводится международный конкурс «Женщина года», в котором принимают участие представительницы еврейских общин США, Израиля, Австрии, России, Узбекистана, Германии и т.д. Конкурс поддерживают Конгресс бухарских евреев США и Канады и Американский форум Всемирного конгресса русскоязычного еврейства.

Под патронатом организации проводится праздник «Salute to Outstanding Mothers!», в рамках которого чествуют матерей, воспитавших четырёх или более детей.

Организация «Мир женщин-иммигранток» создана в 1991 году для оказания медицинской и юридической помощи женщинам-иммигранткам. Один раз в месяц проходят семинары, посвященные, в частности, навыкам борьбы со стрессом. Периодически организуется сбор средств на нужды больных. Совместно с Jewish Community Council волонтеры доставляют продукты питания нуждающимся семьям. Организация является партнёром Американского объединения волонтёров по оказанию помощи онкологическим больным.

Центр знакомств «One Heart» создан в 2005 году при КБЕ США и Канады. Одинокие мужчины и женщины старше 21 года собираются здесь по воскресеньям. Центр также проводит ток-шоу, экскурсии, молодежные шабатоны.

Ассоциация бухарско-еврейской молодёжи «Ахдут» («Единство») возникла в 2002 году как молодёжная секция при ОНЦ «Рошнои», а три года спустя получила официальный статус некоммерческой организации. «Ахдут» курировала ряд культурно-образовательных программ, в том числе, курсы бухарско-еврейского языка и иврита, семинары «Kalontar» по подготовке молодых лидеров общины, проводила ток-шоу, конференции, лекции, экскурсии. При Ассоциации издавалась молодёжная газета «Ахдут-Unity», работал молодёжный ансамбль, детей готовили к бар-мицве. При поддержке «Единства» функционировали также курсы по истории и культуре бухарских евреев в Квинс-колледже и факультатив по изучению бухарско-еврейского языка в Квинс-гимназии. Ассоциация прекратила свою деятельность в 2013 году.

Организация бухарско-еврейской молодёжи BJOY. Основой для создания BJOY (Bukharian Jewish Organization of Youth) стала группа AYBJ, неформально созданная в 2004 году. В 2009 году организация прекратила свою деятельность.

Союз бухарско-еврейских писателей, поэтов и журналистов им. Леви Якубова был учрежден в 2005 году при Конгрессе бухарских евреев США и Канады на базе творческого объединения «Чайхана поэтов» (1995-2005). Благодаря усилиям Союза были организованы десятки конференций, а также встречи с исследователями культуры и литературы бухарских евреев. Прошли презентации книг, вышедших из-под пера членов Союза и приглашенных гостей. Организация активно сотрудничает с Фондом Ицхака Мавашева — Институтом по изучению наследия бухарских евреев в диаспоре, и Союзом писателей Израиля. Деятельность Союза регулярно освещается на страницах газет «The Bukharian Times» (США), «Менора» (Израиль), журналов «Надежда», «Женский мир», «Бет Гавриэль».

Средства массовой информации

Газеты

  • «БУХАРСКО-ЕВРЕЙСКИЙ МИР» —издавалась с 1996 по 2001 г. в Нью-Йорке на русском языке.
  • «БЕЙТ АХАРОН» («BETH AHARON») —издавалась в Нью-Йорке в 2001 г. на русском языке.
  • «ДУСТИ» («ДРУЖБА») —приложение к журналу «Дружба» на бухарско-еврейском языке (кириллица). Издавалось в Нью-Йорке в 1995-2000 гг.
  • «ЕВРЕЙСКИЙ ОГОНЁК» —издавалась в Нью-Йорке в 2004-2006 гг.
  • «ЗАМОН» —приложение к газете «Мост» (1995-1997), и газете «Бухарско-еврейский мир» (1999-2000). В 1997-1998 гг., 2001-2002 гг. — самостоятельное издание. Всего вышло 107 номеров на бухарско-еврейском языке (кириллица).
  • «МОСТ» («BRIDGE») —издавалась на русском языке в 1994-2000 гг. в Нью-Йорке два раза в месяц.
  • «The BUKHARIAN TIMES» («БУХАРСКИЕ НОВОСТИ») —пepвoe в истории бухарско-еврейских общин мира еженедельное издание. Газета основана в январе 2002 года на базе общинных журналов «Голос общины» и «Восход». Является печатным органом Центра бухарских евреев и КБЕ США и Канады. С 2007 года к газете выходит приложение на английском языке. Издание распространяется бесплатно в районах компактного проживания бухарских евреев Нью-Йорка, а также рассылается в общинные центры США и Канады. С 2012 года функционирует веб-сайт: www.bukhariantimes.org, активно посещаемый читателями из 20 стран мира. Рафаэль Некталов — главный редактор газеты со дня её основания.
  • «ЛЕХАИМ» (LECHAIM) — еженедельная независимая газета общин бухарских евреев, выходила на русском и английском языках с 2012 по 2016 год.
  • «ГОЛОС МИРА» («WORLD VOICE») —издаётся с 2014 года в Нью-Йорке на русском и английском языках.
  • «BUKHARIAN JEWISH LINK» — газета культурно-религиозного направления, издаётся с сентября 2017 года раз в две недели на английском и русском языках. Орган Совета директоров Центра «Бет Гавриэль».

Журналы

  • «БЕТ ГАВРИЭЛЬ» — ежемесячный религиозный и общественно-политический журнал, орган Совета директоров Центра «Бет Гавриэль». Выходил с 2001-го по 2017 г.
  • «ВОСХОД» — журнал Совета раввинов общины бухарских евреев США, выходивший в Нью-Йорке в 2000-2001 гг.
  • «ГОЛОС ОБЩИНЫ» —орган Центра бухарских евреев Нью-Йорка, издавался с марта 1999-го по декабрь 2001 г.
  • «ZAMON TIMES» —издание компании MIRAF, выходило в 2016-2019 гг.
  • «ДЛЯ ВАС» — издавался в Нью-Йорке ежемесячно с 2007-го по 2010 г.
  • «ДРУЖБА»— издаётся с 1991 года в Нью-Йорке организацией «Ор-Натан». Журнал распространяется во всех районах Нью-Йорка, в нескольких штатах США, а также в Австрии, Израиле, Узбекистане, Австралии, Канаде и Германии.
  • «ЖЕНСКИЙ МИР» —ежемесячный журнал, издаётся в Нью-Йорке на русском языке с 2000 года. Является печатным органом женской организации «Эстер ха-Малка».
  • «МИР ЖЕНЩИН» — ежемесячный журнал, выходил в 1995-1996 гг. в Нью-Йорке на русском языке.
  • «НАДЕЖДА» («HOPE», «УМЕД») — международный литературно-публицистический и научно-популярный журнал. Издавался ежемесячно с 1996 г. по 2019 г. в Нью-Йорке на русском, бухарско-еврейском и английском языках. В редакционный совет входили известные в общине учёные, медики, бизнесмены, поэты и прозаики, деятели культуры.
  • «ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ» —издавался в Нью-Йорке с 1998-го по 2007 г. дважды в месяц на русском языке.
  • «НАШ ОГОНЁК» — выходил ежемесячно с 2009-го по 2012 г.

Театры, студии, музеи

Бухарско-еврейский театр «Возрождение» Семёна Аулова создан в июле 1994 года по инициативе «Рошнои» и его президента Р. Пинхасова. Труппа состоит из 30 энтузиастов. Действующая при театре студия-мастерская готовит актёрские кадры и ведёт работу с начинающими драматургами. В ноябре 2004 года коллектив гастролировал в Австрии и Израиле. Театр постоянно оказывает благотворительную помощь различным фондам и организациям США и Израиля.

Бухарско-еврейский театр «Бухара на Гудзоне» официально создан в 1996 году. Первой его постановкой стала пьеса Л. Пилосовой «Хўстгори», которая была показана в Нью-Йорке, Финиксе, Вене, и ряде городов Израиля. Худрук театра — Л. Пилосова

Театр-студия Миерхая (Якова) Мошеева, созданный в 1997 году, имеет статус non-profit организации. Главный режиссёр — основатель тетра, автор шести книг Миерхай Мошеев. Все спектакли, поставленные на родном языке, поднимали темы морально-этических норм поведения в семье и обществе. Прекратил существование в 2015 г.

Школа бального и восточного танца «Малика» создана в 1994 году, официально зарегистрирована в 1996-м. Основатель и художественный руководитель — народная артистка СССР Малика Калонтарова. В 2000 году «Малика» гастролировала в Вене, в 2002-м приняла участие в фестивале в Атланте, ежегодно выступает на фестивалях «Наше наследие», проводимых NAYANA в Нью-Йорке. Артисты Школы участвуют во всех мероприятиях Центра бухарских евреев, ее талантливые воспитанники выступали в России, США, Таджикистане и Узбекистане. За годы существования обучение в Школе прошли 3000 детей и подростков.

Театр «Вдохновение» создан в 2008 г. как театр музыкальной комедии. Режиссёр — Альберт Арони (Якубов).

Театральный коллектив под руководством Б. Катаева создан в 1996 году. Первой постановкой стал спектакль по пьесе Р. Некталова «Ҳаёт» («Жизнь») о традициях бухарских евреев.

Музей бухарско-еврейского наследия создан по инициативе клуба «Рошнои». Функционирует с октября 2002 года в помещении Квинс-гимназии (Нью-Йорк). В фондах Музея — более двух тысяч экспонатов, включая архивные материалы, фотографии, книги, предметы религиозного культа. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами, среди его гостей — государственные и общественные деятели многих стран мира, политики, дипломаты, бизнесмены. Он также является научно-исследовательским центром этнографии народов Средней Азии.

На съезде Всемирного Конгресса бухарских евреев (Израиль) музей был передан в ведение ВКБЕ.

Студия «Кайков-Медиа» создана в 1991 г. семьей Кайковых — Григорием, Рафаэлем и Романом. Григорий работал ассистентом оператора на «Узбекфильме», в Америке стал оператором на Queens Public TV. Рафаэль — художник-фотограф QPTV. Роман — оператор-постановщик, принимал участие в качестве кинооператора в трёх американских художественных фильмах. В содружестве с режиссёром-постановщиком, народным артистом Туркменистана Беном Исаковым созданы фильмы про Шоисту Муллоджанову и Ильяса Маллаева, вместе с режиссёром Борисом Катаевым — фильмы «Таджикистан в сердце моём» и «Конгресс объединил нас». Кроме того, Роман Кайков снял более 80 документальных фильмов о бухарских евреях. Телестудия «Кайков-TV» два раза в неделю транслирует по 57 каналу Time Warner Cable свои документальные фильмы о бухарских евреях, используя для этого имеющийся у неё большой архив кино-, фото- и фономатериалов. Благодаря программам студии американские зрители знакомятся с историей, культурой и искусством бухарских евреев.

Радиопрограмма «Шофар» выходила с 1994-го по 2008 г. на русскоязычных радиостанциях Нью-Йорка, освещая жизнь и культуру бухарских евреев.

Благотворительные организации и именные фонды

Jewish Child Care Association (JCCA) в бухарско-еврейской общине

JCCA — старейшая еврейская организация, помогающая детям и семьям с детьми, существовавшая с 2007-го по 2016 гг. Одной из первых общинных программ стала Family Day Care, позволившая трудоустроить более 100 человек, открывших у себя на дому детские сады по уходу за детьми от двух месяцев до пяти лет. Около 800 семей приводили туда своих детей, с которыми работали лицензированные воспитатели. Малыши находились в маленьких группах от 6 до 12 человек, в обстановке домашнего уюта и тепла, получая необходимое для своего возраста развитие, а также горячее кошерное питание. Каждый год воспитатели проходили специальную подготовку. Психолог JCCA помогал родителям отстающих в развитии детей в получении необходимой помощи.

В ведении JCCA находился также Forest Hills Child Care Center (FHCCC) — стационарный детский сад, который посещали 48 детей, в основном членов бухарско-еврейской общины. Детей обучали музыке и компьютерной грамотности, а также основам еврейской традиции, обеспечивали горячим кошерным питанием. При детском саде функционировала программа UPK для подготовки детей к школе. В 2016 г. садик закрылся.

В центре для подростков Bukharian Teen Lounge ребята знакомились с культурным наследием и традициями своего народа. В 2008 году группа подростков посетила Израиль, где встретилась в Кнессете с лидерами бухарско-еврейской общины страны.

В 2007 г. JCCA, в партнёрстве с молодёжной организацией «Ахдут», учредила новую программу «Kalontar» для потенциальных лидеров.

«Two Together» — менторская программа для детей, отстающих в учёбе. Ребята встречались с волонтёрами, которые занимались с ними индивидуально один раз в неделю по 1,5 часа. Сотрудники JCCA готовили волонтёров, помогали им планировать занятия с детьми, поддерживали контакт с родителями.

Благотворительный фонд имени Эдуарда Некталова 

Создан в 2004 году в память о вице-президенте Конгресса бухарских евреев США и Канады Эдуарде Романовиче Некталове (1957-2004). Цель Фонда — помощь малоимущим членам общины бухарских евреев, матерям-одиночкам, сиротам, а также поддержка Израиля. Со дня основания Фонда несколько тысяч человек получили материальную поддержку к еврейским праздникам. Фонд также собрал более 100 000 долларов в пользу Государства Израиль, подарил машину «Скорой помощи» и пожарный автомобиль. Усилиями членов Фонда смогли устроиться на работу 25 иммигрантов. На балансе Фонда содержится бухарско-еврейская синагога им. Э. Некталова в Ташкенте. Объем помощи — более 20 000 долларов в год.

Фонд ежегодно обеспечивает ветеранов Второй мировой войны кошерными продуктами, поддерживает ряд онкологических больных, помогает матерям-одиночкам, а также участвует в благотворительных акциях в поддержку больных почечной недостаточностью для трансплантации почки. Отдельная помощь оказывается иешивам системы Jewish Institute of Queens. Фонд также помогает подросткам-наркоманам пройти лечение в реабилитационных центрах в Квинсе.

Благотворительный фонд имени Ицхака Мавашева 

Фонд имени И. Мавашева — Институт по изучению наследия бухарских евреев в диаспоре — был создан в 2005 г. в Нью-Йорке и зарегистрирован как non-profit organization. Цель фонда — исследование и популяризация богатого наследия бухарских евреев. Фонд провел три конференции — в Душанбе, Нью-Йорке и в Израиле, посвящённые 100-летию со дня рождения выдающегося мыслителя, учёного и переводчика Ицхака Мавашева. Премии имени Мавашева в США были удостоены поэт и драматург Ильяс Маллаев, писатель и драматург Леви Якубов, основатель Музея наследия бухарских евреев Арон Аронов, певец и хазан, исследователь религиозной музыки бухарских евреев Эзро Малаков, президент ОНЦ «Рошнои» Роберт Пинхасов, исследователь истории бухарских евреев Имануэль Рыбаков; в Израиле — актёр и драматург Хай Давыдов, поэты Нисан Ниязов и Хагай Исхаков, композитор Беньямин Юсупов; в Узбекистане —журналист Марк Фазылов. Фонд им. И. Мавашева оказывает материальную помощь писателям, журналистам, поэтам, драматургам, певцам и музыкантам, живущим в США, Израиле, Узбекистане и Таджикистане.

Благотворительные фонды городов Средней Азии 

Основная цель таких фондов — финансирование и организация реставрационных работ, благоустройство и охрана кладбищ в городах, где проживали бухарские евреи. Благодаря помощи живущих в Америке членов Фондов изменились облик и состояние кладбищ во многих городах Средней Азии, восстановлены безымянные захоронения, заасфальтированы подъездные пути, дорожки между могилами, убран мусор, высажены деревья, кусты и цветочные клумбы, проведены дренажные работы, осуществлен учёт всех захоронений. Фонды поддерживают связь со своими земляками в диаспоре и в Израиле, при необходимости оказывают материальную помощь немногочисленным евреям, оставшимся в этих городах, а также иммигрантам в США, помогают семьям усопших земляков.

Среди этих структур отметим: благотворительный фонд «Фергана» (создан в США в 1994 г.), «Каттакурган» (создан в США в 1994 г.), «Таджикистан» (создан в США в 1995 г.), «Шахрисабз» (создан в США в 1995 г.), «Андижан» (создан в США в 1996 г.), «Самарканд» им. Моше Калонтара (создан в США в 1997 г.), «Бухоро» (создан в США в 1998 г.), «Ташкент» (создан в США в 1999 г.), «Маргилан» (создан в США в 1999 г.), «Коканд» (создан в США в 2006 г.), «Кармина-Навои» (создан в США в 2007 г.), «Худжанд» (создан в США в 2007 г.), «Чимкент» (создан в США в 2007 г.), «Туркменистан» (создан в США в 2007 г.), «Наманган» (создан в США в 2012 г.), «Пайшанбе» (создан в США в 2014 г.).

Общины бухарских евреев в США 

Аризона 

Самый молодой континентальный штат США, климат которого идентичен климату Средней Азии. Столица штата — город Финикс (население — 1,6 млн чел.). Первыми бухарскими евреями, осевшими в штате, стали в 1983 году Соломон Рахминов с братом. Массовый приезд бухарских евреев начался в середине 1990-х, сегодня в штате живут евреи — выходцы из Чимкента, Ташкента, Коканда, Душанбе, Самарканда, есть также уроженцы Туркмении и Киргизии.

Центр бухарских евреев в Финиксе. В сентябре 1996 года был избран президент общины Юхай Пинхасов, а также инициативная группа из 20 человек. Большую помощь бухарским евреям оказала на начальном этапе местная синагога Хабада. В конце 1996 года община приобрела участок под кладбище на 280 захоронений. В начале XXI века было куплено здание с участком для синагоги. Первая синагога бухарских евреев была основана Борухаем Давраевым и Яшей Абрамовым. Религиозный бухарско-еврейский центр проводит бат- и бар-мицвы, поминальные вечера и другие обряды. Организовано изучение основ иудаизма. Более 100 юношей занимаются в иешиве. Сейчас в Аризоне проживают 700 семей бухарских евреев. Община оказывает помощь больным и престарелым, есть лекционные занятия, работает танцевальный кружок для детей, в Финиксе действует ресторан «Самарканд». В 2005 году открылась вторая синагога, в том же году — третья, а в 2010-м — четвёртая.

Джорджия 

Штат на юго-западе США, административный центр — Атланта (население — около 500 тысяч человек).

Общинный центр в Атланте. Бухарские евреи проживают в Атланте с 1991 года. В 1992-м прошло первое собрание бухарских евреев города, в 1993 году в Tempo Parkway Apartments, где тогда проживали 22 бухарско-еврейских семьи, был открыт клуб. Община была зарегистрирована в 1998 году, первым президентом общинного центра избрали Анатолия Исхакова. В начале 2001 года Алекс Ягудаев и Мира Толмасова предложили под синагогу свой дом, а Шумель Софиев передал синагоге семейный свиток Торы. В Crest Lawn Memorial Park община выкупила участок под кладбище на 100 захоронений. В 2000-2002 гг. активисты общины провели два международных фестиваля молодых талантов с участием детей из разных стран мира. В 2002 году президент Всемирного конгресса бухарских евреев Лев Леваев передал общине 100 тысяч долларов для приобретения здания синагоги и Центра. В настоящее время при Центре функционируют детский сад на 60 мест, воскресная школа, музыкальные и танцевальные классы и клуб пенсионеров. Представители общины входили в состав учредителей КБЕ США и Канады, принимали участие в работе съездов Всемирного конгресса бухарских евреев в Израиле.

Центр бухарских евреев в Атланте. В 2005 года был открыт новый Центр, расположенный в сердце города. Для проведения религиозных служб прихожане снимали помещение, а в 2009 году благодаря собранным средствам и помощи ВКБЕ было приобретено отдельное здание для синагоги. В общине проводятся различные культурно-просветительные мероприятия, отмечаются праздники. На сегодняшний день в Атланте живут 120 семей бухарских евреев.

Флорида 

Штат на юго-востоке США, административный центр — Таллахасси (население — 190 тысяч человек). Самый популярный город штата — Майами, где проживают около 180 семей бухарских евреев. Первые бухарские евреи приехали в Майами в 1979-1980 гг. — Юрий Даниэль (Юшуваев) и Соломон Аронов — из Ташкента. Большинство бухарских евреев прибыли в Южную Флориду из Нью-Йорка и Израиля. Община создана в 1999 г.

«Ner Avraham» Bucharian-Sephardic Jewish Center of Miami. В конце 1998 г. Исраэль Аминов и Борис Некталов основали первый Центр бухарских евреев в Майами. Летом 2000 года было приобретено здание под синагогу, а в следующем году — и соседнее здание. В 2003-м община разделилась по географическому принципу: одна часть осталась в северной части города, другая — в южной. В общину «Нер Авраам» входят около 95-100 бухарских семей. Среди прихожан — много молодёжи с высшим образованием, в основном — бизнесмены, программисты, инженеры, врачи. В апреле 2011 г. при синагоге «Нер Авраам» открылась иешива «Дореш», где учатся 16 студентов из разных штатов США и Канады.

Центр бухарских евреев в Майами Бич (Center of Bukharian Jews in Miami Beach). В 2003 году приобретено здание под Центр и синагогу, а в 2004-м состоялось их торжественное открытие.

Калифорния

Штат на юго-западе США, административный центр — Сакраменто. Одним из самых популярных городов штата является Сан-Диего, на границе с Мексикой. Население города с пригородами — около 3 млн чел. Климат характеризуется мягкими зимами и тёплым сухим летом. Бухарско-еврейская община Сан-Диего начала формироваться в 1990 году с появлением первых семей эмигрантов из Ташкента, Самарканда, Коканда, Ленинабада, Москвы, Душанбе и т.д.

Центр бухарских евреев в Сан-Диего (Center of Bukharian Jews in San Diego). Костяк общины сформировался к 1996 году. Первым ее президентом в 2000 году был избран Яков Кандинов. В 2010-м был организован первый концерт молодых исполнителей, который с тех пор проходит ежегодно. Всей общиной отмечаются еврейские праздники. Сегодня в общине состоит более 200 человек. Более 90% из них имеют свои дома или квартиры, трудоустроены и обеспечены. Многие бухарские евреи в Сан-Диего имеют свой бизнес.

Лос-Анджелес – промышленный и культурный центр Калифорнии, население — 3,8 млн человек. Первыми бухарскими евреями в Лос-Анджелесе в начале 1980-х гг. стали семьи Ибрагимовых, Абрамовых, Мататовых и др. С 1998 г. началась массовая иммиграция бухарских евреев.

Центр бухарских евреев в Лос-Анджелесе (Center of Bukharian Jews in Los Angeles). В 1994-м в городе была основана община бухарских евреев, а год спустя ее зарегистрировали как non-profit organization. Тогда же был создан Центр бухарских евреев в Лос-Анджелесе. Президентом Центра общины был избран Борис Гулькаров. На первом этапе при хабадской синагоге было выделено отдельное место для бухарских евреев. В настоящее время в общине насчитывается около 50 семей. Многие члены общины прекрасно вписались в американскую жизнь, немало молодых людей учатся в престижных университетах.

Пенсильвания

Штат на востоке США, административный центр — Гаррисберг (население — 49 тысяч человек). Община основана в 1998 году. В 2012 году в крупнейшем городе штата — Филадельфии  — жили 55 семей бухарских евреев. Община в основном молодая (от 20 до 40 лет), прихожане молятся в синагоге совместно с ашкенази.

Массачусетс

Штат на северо-востоке США, административный центр — Бостон (население — около 700 тысяч человек). В штате проживают около 200 бухарских евреев. Первым бухарским евреем, прибывшим в Бостон в 1976 году, был Миша Бабабеков. В 1979-м приехали еще несколько семей, а год спустя возникла бухарско-еврейская община. Первым ее президентом стал Захар Шимунов. Прихожане молятся в ашкеназской синагоге.

Колорадо

Штат на западе США, административный центр — Денвер (население с пригородами — 2,7 млн человек). В агломерации живут 170 семей бухарских евреев. Община зарегистрирована в 1998 году. В январе 2004-го президент Всемирного конгресса бухарских евреев Лев Леваев приобрёл два больших здания и передал их в пользование общине Колорадо. В том же году был основан Центр бухарских евреев Колорадо, первым президентом которого стал Юно Датхаев.

Мэриленд

Штат на востоке США, административный центр — Аннаполис. Крупнейший город — Балтимор (население с пригородами — 2,6 млн человек). Первыми бухарскими евреями, осевшими в Балтиморе еще в 1958 году, была семья Беньяминовых. Сегодня в агломерации проживает 35 семей бухарских евреев, главным образом, в районе Пайсквиль. В общине сохранились национальные традиции и обычаи, хотя значительную ее часть составляют молодые люди, а прихожане посещают ашкеназскую синагогу.

Вашингтон

Штат на северо-западе США, административный центр — Олимпия, крупнейший город — Сиэтл (население агломерации — 3 млн человек).

Центр бухарских евреев (ЦБЕ) Сиэтла. В 1985 году в Сиэтл прибыла семья Ибрагимовых, позже стали приезжать эмигранты из Средней Азии и Израиля. В настоящее время здесь проживают 180 бухарских евреев. Вначале прихожане молились в сефардской синагоге, но с приобретением здания в восточном районе Сиэтла стали посещать East Side Torah Center. В 2007-м Центр бухарских евреев был зарегистрирован как non-profit organization.

Огайо

Штат на севере США, административный центр — Колумбус (787,0 тыс. человек), второй по значению город — Кливленд.

Кливленд. Первые эмигранты осели в городе в начале 1990-х, к 1997-му здесь насчитывалось 52 семьи бухарских евреев, в 1997 году была основана община. Поначалу прихожане посещали ашкеназскую синагогу, но в 2003 году была открыта бухарская синагога. По праздникам к общине присоединяются горские евреи. Шабат вместе с бухарскими евреями отмечают 70 русскоговорящих ашкенази.

Иллинойс

Штат на Среднем Западе США, административный центр — Спрингфилд, крупнейший город — Чикаго, где живут 20 семей бухарских евреев.

Нью – Джерси

Штат на северо-восточном побережье США, административный центр — Трентон (85 тыс. человек)В городах штата проживают 115 семей бухарских евреев.

В каждом из остальных 12 штатов, где проживают бухарские евреи (Коннектикут, Мичиган, Миннесота, Невада, Орегон, Техас, Северная Каролина, Теннесси, Индиана, Виргиния, Канзас, Кентукки и федеральный округ Колумбия) — насчитывается от 5 до 23 семей.


1 |  Mark Tolts, “Demographic Profile of the Bukharan Jews in the Late Soviet Period”, in Inegeborg Baldauf, Moshe Gammer and Thomas Loy (eds.), Bukharan Jews in the 20th Century: History, Experience and Narration (Wiesbaden: Reichert Verlag, 2008), p. 78; Alanna E. Cooper, “Looking Out for One’s Own Identity: Central Asian Jews in the Wake of Communism”, in Zvi Gitelman, Barry Kosmin, and Andras Kovacs (eds.), New Jewish Identities: Contemporary Europe and Beyond (Budapest — New York: Central European University Press, 2002), p. 89
2 |  Shmuel Shamai, and Zinaida Ilatov, “Assimilation and Ethnic Boundaries: Israeli Students’ Attitudes Toward Soviet Immigrants”, Adolescence 159 (2005), pp. 682-693; Alanna Cooper, Bukharan Jews and the Dynamics of Global Judaism (Bloomington: Indiana Univ. Press, 2012), pp. 230-250; Емельяненко Т., «Бухарские евреи Нью-Йорка: особенности адаптации». Антропологический Форум, № 43, 2019, сс. 41-60 (цитируемая информация на сс. 52-54)
3 |  См. например: «Бухарские евреи». Хан-Тенгри/IACenter, 26 мая 2020 г., https://ia-centr.ru/han-tengri/oriental/bukharskie-evrei/; Крылов А. В. Еврейско-бухарская община в общественно-политической жизни ИзраиляАналитический доклад. Институт международных исследований МГИМО МИД России, Москва, 2015 https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache
4 |  См. «Овадья Фатахов: мы занимаемся общиной». Бухарскоеврейский мир, 27 февраля 2009 г., http://www.bukharianjewishcongress.org/newspapers/610-we-engaged-in-community
5 |  Albert Kaganovich, “The Bukharan Jewish Diaspora at the Beginning of the 21st Century”, in: Inegeborg Baldauf, Moshe Gammer and Thomas Loy (eds.), Bukharan Jews in the 20th Century: History, Experience and Narration, (Wiesbaden: Reichert Verlag, 2008), pp. 111-116 (цитируемая информация на с. 115)
6 |  Zeev Levin, “From local to global: transformations of Bukharan Jewish community organization in the twentieth century”, Nationalities Papers, 42 (2), 2014, pp.  321 – 335.
7 |  Емельяненко, «Бухарские евреи Нью-Йорка», с. 42 https://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/043/emelyanenko.pdf
8 |  Levin, “From local to global”, pp. 323-327
9 |  Емельяненко, «Бухарские евреи Нью-Йорка», cc. 51-53
10 |  Подробнее о «бухарском компоненте» в еврейской общине Австрии см. Vladimir (Ze’ev) Khanin ““Russians”, “Sephardi” and “Israelis”: The Changing Structure of Austrian Jewry”, in Olaf Glöckner, Haim Fireberg and, Marcela Zoufalá (eds.), Being Jewish in Central Europe Today (Berlin: De Gruyter, 2020), pp. 73-101
11 |  Alana Cooper, Bukharan Jews and the Dynamics of Global Judaism (Bloomington: Indiana University Press, 2012)
12 |  Levin, “From Local…”, p. 327
13 |  Vladimir Khanin, “Israeli ‘Russian’ Parties and the New Immigrant Vote”, Israel Affairs, Vol. 7, Nos. 2-3 (Winter/Spring 2001), pp. 101-134
14 |  Вести (Тель-Авив), 19.11.2000
15 |  Ханин В., «Русские» и власть в современном Израиле. — М.: Институт Ближнего Востока, 2004, сс. 122-123
16 |  Levin, “From Local…”, p. 327-29
17 |  Крылов, «Еврейско-бухарская община в общественно-политической жизни Израиля»
18 |  Пинхасов, Р., Бухарские евреи в истории столетий. Нью-Йорк, 2021
271657958_5356318644396818_7388375704848662117_n

Бухарско-еврейский общественный деятель, кандидат медицинских наук. Президент Общественно-научного центра ОНЦ «Рошнои», автор и соавтор 50 книг и 6 энциклопедических изданий.