В современном мире имеется целый ряд структур и движений, идеологическая платформа которых является базой для распространения различных форм антисемитизма, включают правый антисемитизм, левый антисемитизм и исламизм или, иными словами, исламский радикализм. Эта третья составляющая современного антисемитизма широко распространена в Европе благодаря деятельности контролирующих религиозные институции и систему исламского образования исламских организаций салафитского толка и тех, кто идеологически причастен к течению «Братья мусульмане». И эти же организации постепенно формируют инфраструктуру своего присутствия в странах постсоветского пространства, именно там привлекая к себе все больше сторонников с помощью социальных сетей. На сегодняшний день радикальный ислам суннитского толка, наряду с шиитской про-иранской антисемитской пропагандой, которая тоже занимает активное место в Евразии, представляет собой растущую стратегическую угрозу для расположенных там еврейских общин. На что руководству этих общин и властям стран пребывания следует обратить самое пристальное внимание, как в плане организации эффективной системы безопасности еврейских организаций, так и изучения, и анализа проходящих в этой связи общественных процессов.
За последнее десятилетие мы стали свидетелями нового роста антисемитизма во всем мире. Его проявления в той или иной степени можно отследить практически во всех странах Земного шара, и, в частности, в Европе. В 2018 году прошел целый ряд закрытых конференций в разных странах Европы на тему безопасности и антисемитизма. В этих конференциях приняли участие различные эксперты по вопросам общественной безопасности и противостоянию террору, представители европейских спецслужб и структур Евросоюза и политики, а также представители европейских еврейских общин, пытающихся оценить размеры угрозы, которую представляют для них различные антисемитские группировки, течения, движения и организации, как внутри Европы, так и вне ее.
Если попытаться классифицировать структуры, пропагандирующие мере антисемитизм как часть своей идеологии, то можно разделить их на три главные составляющие: правый антисемитизм, левый антисемитизм и исламизм или, иными словами, исламский радикализм.
Правый антисемитизм хорошо знаком широкой общественности, и его главные тезисы достаточно ясны: речь идет о фашистских и неофашистских или неонацистских движениях, возродивших радикальный национализм середины 20-го века, включая идею чистоты арийской расы или просто идею чистоты нации – венгерской, немецкой, а то и просто чистоты «белой расы» в США.
Левый либеральный антисемитизм широко освещается в последнее время в СМИ, в особенности в связи с распространением пропалестинского и антиизраильского движения BDS (Boycott, Divestment and Sanctions), призывающего к экономическому, политическому и культурному бойкоту Израиля, его дипломатической изоляции и введению санкций с тем, чтобы с помощью этих и иных методов экономического, политического и академического давления постараться максимально подорвать устойчивость еврейского государства или добиться иных, декларируемых этим движением целей.
Оставляя в стороне детальное освещение двух этих явлений, несомненно, достойных специального и глубокого анализа, в данной статье мы фокусируемся на третьей составляющей современного антисемитизма, а именно на исламизме.
Европейский плацдарм
Исламизм или, иными словами, исламский радикализм иногда ошибочно называют «политическим направлением ислама». Однако далеко не любое радикальное исламское течение ставит перед собой политические цели, а некоторые наоборот избегают их, так как политика и демократия в западном понимании этого термина, является для этих движений запретным новшеством «бид’а» и идет вразрез с законами ислама, ставящим религиозные законы выше чем «законы, выдуманные людьми», как многие религиозные авторитеты салафитского толка говорят и пишут. Итак, какие именно исламские течения на данный момент наиболее распространены в Евразии и действительно могут представлять некую опасность для еврейских общин в регионе?
Для этого стоит посмотреть на Европу как на параллельный пример, где процессы радикализации мусульман и усиления антисемитизма обгоняют постсоветское пространство на несколько десятилетий.
В Евросоюзе на сегодняшний день проживает более 45 миллионов мусульман. Точные цифры неизвестны по ряду причин, но по оценкам Pew Forum уже в 2010 году в Европе было более 44 миллионов мусульман, не включая Турцию, то есть 6 % населения Европы составляют мусульмане. Из них около 20 миллионов находятся в Евросоюзе, то есть всего около 4 % населения ЕС являются мусульманами. По оценкам, базирующимся на демографических исследованиях, институт Pew Research Center считает, что ислам является наиболее быстро распространяющейся религией в Европе и в мире.[i]
Мусульмане Европы делятся на суннитов (90 %) и шиитов (5 %), а также на остальные ответвления, такие как, например, ахмадиты. На сегодняшний день большая часть суннитов в Европе причисляет себя к умеренному типа ислама, который не имеет ничего общего с фундаментализмом. Однако практически все мусульманские школы в Европе, находятся в руках салафитов и организаций, идеологически причастных к радикальному течению «Братья мусульмане», что неизменно приводит к радикализации молодых поколений. «Братья мусульмане», причисляющие себя к разным организациям в Европе, таким как UOIF (Union des organisations islamiques de France) во Франции, MCB (Muslim Council of Britain) в Великобритании или UCOII (Unione delle Comunità e Organizzazioni Islamiche in Italia) в Италии, имеют прямое отношение к террористической организации Хамас, ведущей войну против Израиля, а также стоящей за многими организациями ‑ активистами BDS.
Казалось бы, антисемитизм тут ни при чём, и речь идет исключительно о политической направленности против Израиля, то есть только об антисионизме. Проблема в том, что любые претензии по отношению к Израилю очень быстро становятся претензиями по отношению к евреям других стран, как это наглядно видно на примере мусульман Франции сегодня. Новое поколение, взращённое на учениях Братьев мусульман и их антиизраильской идеологии, отождествляющей сионизм с иудаизмом, усвоило урок демонизации евреев и в течение последнего десятилетия реализует ненависть на бытовом уровне. Нападения на евреев учащаются в Германии, во Франции, в Британии и в остальных странах Европы, а, благодаря распространению идеологии «Братьев мусульман», уровень антисемитизма растёт в этих странах все быстрее.
Второе течение радикального ислама, достаточно распространённого в Европе – это салафизм. «Салафийя» в переводе с арабского – возвращение к корням ‑ и есть фундаментализм в своем наиболее чистом проявлении. Салафиты верят в то, что для достижения баланса в мире, нужно вернуться к истокам, то есть к образу жизни во времена Пророка Мухаммеда (7 век), включая внешнюю атрибутику и распорядок жизни согласно законам шариата. Салафиты делятся на три разных течения: тихую салафийю, то есть приверженцев догмы, не стремящихся всех направить на агрессивный путь джихада; политическую салафийю, то есть восстановление власти ислама путем выборов, вначале демократическим путем, а затем удержание её силой; агрессивную салафийю, призывающую к джихаду, то есть салафийю-джихадийю. Салафийя-джихадийя это то самое течение, которое породило Аль-Каиду, Хизб ут-Тахрир и ИГИЛ. То есть, речь идет о наиболее радикальном течении фундаменталистского ислама.
Евразийское развитие
На территории постсоветского пространства действуют все вышеупомянутые организации и течения. Братья-Мусульмане в меньшей мере, салафиты в большей мере. Уже в 90-ых годах 20 века, после распада СССР, были попытки сформировать местные организации салафитского толка на территории Российской Федерации, Украины, бывших мусульманских республик, таких как Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, и т. д. Более того, такие организации как Хизб ут-Тахрир вели активную пропагандистскую деятельность на территории Кавказа, Урала, Поволжья, и т.д. и им удалось обратить на себя внимание властей, что привело к практически полному уничтожению местных ячеек в РФ и в Узбекистане. Однако исламский радикализм, вернее салафизм, на территории Евразии на этом не иссяк, а, скорее, перешел в другую фазу.
С появлением социальных сетей салафизм привлекает к себе все больше сторонников именно на постсоветском пространстве. Не случайно наибольший процент «чужих воинов» в рядах ИГИЛ был из выходцев из Средней Азии и РФ, а не из Европы или Америки (их процент был намного ниже). Более того, не случайно в первой пятерке верхушки ИГИЛ было двое(!) бывших граждан СССР. Один из них, Абу Омар а-Шишани, стал министром войны Абу Бакра аль-Багдади, главы ИГИЛ, провозгласившего себя Халифом 21 века.
Пропаганда салафитов в Европе и в Евразии ничем не отличается. Эта пропаганда называется Дава, иными словами, призыв в ислам, и проводится она разными организациями практически одинаково, вплоть до использования одних и тех же риторических оборотов. Практически всегда салафитская Дава включает в себя антисемитские высказывания и определение евреев как «врагов Аллаха». Салафитская пропаганда опирается на описание евреев в Коране и в Хадисах (изречениях Пророка Мухаммеда), где евреи описаны как предатели Аллаха и как убийцы Его пророков. Более того, наравне с Братьями Мусульманами, салафиты тоже видят в евреях Европы и Азии сионистов, которые «попирают права палестинских братьев» и открыто ведут против них пропаганду, призывающую к насилию.
Война в Сирии практически окончена. Воины потихоньку возвращаются в родные пенаты, в том числе, в Евразию. Пропаганда салафийи-джихадийи продолжается постоянно на всех языках, включая русский, чеченский, турецкий, арабский, английский, и т.д. Уровень антисемитизма повышается. На сегодняшний день радикальный ислам представляет собой растущую стратегическую угрозу для еврейских общин Евразии точно так же, как он представляет собой уже существующую угрозу для еврейских общин в Европе. К этому существует шиитская про-иранская антисемитская пропаганда, которая занимает значимое место в Евразии, в том числе, даже в Москве. Эта тема заслуживает отдельного стратегического исследования.
Как часть стратегии сохранения безопасности еврейских общин в Евразии, можно использовать европейский опыт (а также ошибки европейских общин). Сегодня, в то время как многие европейские еврейские общины вынуждены физически обороняться от антисемитских нападений, евроазиатские общины могут сделать предварительные стратегические шаги, например, понять какие именно движения могут угрожать в ближайшем будущем безопасности еврейских общин на политическом, идеологическом или бытовом уровне. Для этого можно инициировать исследования специалистов в сфере безопасности, антисемитизма, ислама, и т.д. Также немаловажно создавать и поддерживать связи с местными силами безопасности и лоббировать вопрос о безопасности еврейских общин в ключевых структурах. Организация конференции на тему стратегических угроз еврейским общинам в Евразии может стать первым шагом на пути к обеспечению более спокойного будущего для евреев региона в ближайшие годы.
[i] http://www.pewforum.org/2017/11/29/europes-growing-muslim-population/
эксперт по вопросам ислама в Европе и Евразии, исследователь радикальных течений в исламе. Преподает в Тель-Авивском и Ариэльском Университетах, Израиль; ассоциированный исследователь ИЕАЕИ