кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела Израиля и еврейских общин ИВ РАН, эксперт московского Института Ближнего Востока
Euro-Asian Jewish (EAJ) Policy Papers, No 30 (23 January 2020)
Между Европой и Евразией: опыт еврейской жизни в современной Латвии
ПериодСовременность
Преимущественно русскоязычная (почти на 80%) еврейская община Латвии, появившаяся ещё во второй половине XVI в., сегодня сталкивается с многочисленными непростыми вызовами. Среди них ‑ сокращение численности еврейского населения и увеличение доли пожилых людей; проблема реституции еврейской собственности, решение которой могло бы стать, с одной стороны, данью восстановлению исторической справедливости, с другой ‑ оно укрепило бы финансовую самостоятельность общины и позволило реализовать программы вовлечения детей и молодежи в общинную жизнь. Наконец, имеет место борьба с негативными стереотипами и угрозой антисемитизма, поднимающего сегодня голову во многих государствах нынешней Европы.
В 2018 г. Латвийская Республика отметила 100-летие независимости. К этому рубежу еврейская община, которая начала складываться во второй половине XVI в., подошла, столкнувшись с вызовами нового времени. Первый из них – демографический, выражающийся как в сокращении численности еврейского населения в целом, так и в увеличении в нем доли пожилых людей. Большое значение по-прежнему имеет проблема реституции еврейской собственности. Помимо задачи восстановления исторической справедливости, ее решение позволит дать общине финансовую самостоятельность. При этом средства необходимы, в том числе на реализацию программ для детей и молодежи, что создало бы условия для повышения их вовлеченности в общинную жизнь. Наконец, обсуждение темы возвращения собственности, утраченной в годы Второй мировой войны, представляет собой источник, подпитывающий стереотипы в отношении еврейского населения, особенно в интернете. Из этого вытекает вопрос об актуальности для современной Латвии угрозы антисемитизма, особенно в условиях ситуации в государствах Западной Европы.
Численность латвийской еврейской общины и вопросы гражданства
В Латвийской Республике проживает, по разным оценкам, от 4,567[1] до 8,210[2] евреев. Такое расхождение в подсчетах обусловлено тем, что ведомства в процессе сбора статистических данных учитывают различные категории населения. В первом случае речь идет, вероятно, о наличном населении, а во втором – о юридическом населении. Стоит отметить, что ЕС на своих информационных ресурсах предпочитает опираться на информацию Центрального статистического управления Латвии, которое дает меньшие показатели численности еврейского населения.
Последняя к настоящему моменту перепись населения Латвии, проведенная в 2011 г., содержит информацию о 6,416 евреях, почти 80% из них своим родным языком назвали русский[3]. При этом указание национальной принадлежности в ней было добровольным. Также национальность может быть добровольно отражена в паспорте. В Сейме Латвии поднимался вопрос о возвращении обязательного указания национальной принадлежности в паспорте. В 2016 г. были внесены поправки в Закон об изменении имени, фамилии и гражданства, в соответствии с которыми возможность поменять запись на «латыш» или «лив» существует только при наличии подтверждающих документов.[4] Однако эта поправка коснулась главным образом лиц, получающих гражданство или вид на жительство, и для представителей еврейской общины страны проблемой не стала.
По-прежнему актуальным остается вопрос о проживании в Латвийской Республике лиц, имеющих статус «неграждан». Среди еврейского населения его имеют менее 1857 человек[5], при этом за последние годы наблюдается заметное сокращение таковых.[6] Для сравнения, в 2001 г. их насчитывалось более 3922 чел.[7]Данный факт соотносится с общими тенденциями, характерными для страны в последние годы, что объясняется естественной динамикой численности населения, регистрацией в качестве граждан детей не-граждан и получением гражданства путем натурализации, а также эмиграцией.
После вступления в силу в 2013 г. поправок к Закону о гражданстве Латвии Израиль не был включен в список государств, при наличии гражданства которых возможно сохранение латвийского. Однако среди представителей еврейской общины республики данная тема не получила резонанса. Существенно больше внесенными изменениями оказались озабочены выходцы из Латвии, проживающие в Израиле.[8]
Говоря о возрастном составе общины, можно отметить увеличение доли пожилых людей. Так, согласно данным Центрального статистического управления Латвии, люди в возрасте старше 60 лет составляют 54,9 % от общей численности еврейского населения, в то время как возрастные когорты 0-14 лет, 15-29 лет и 30 – 59 лет приходится, соответственно, 6; 7,6 и 31,4%.[9] При этом зачастую именно представители старшего поколения являются основными участниками общинных мероприятий, а потому все больший акцент делается на привлечении детей и молодежи.
Антисемитизм: формы проявления и методы противодействия
С точки зрения Еврейской общины Латвии, антисемитизм не представляет для нее серьезной угрозы, аналогичной, например, ситуации в странах Западной Европы. Еще в сентябре 1990 г. Верховный совет Латвии одобрил декларацию, осуждающую геноцид и антисемитизм. Политические и государственные деятели принимают участие в мероприятиях, посвященных памяти жертв Холокоста, организуемых Советом еврейских общин страны. Исполнительный директор Еврейской общины Риги и директор Рижской еврейской средней школы им. С. Дубнова входят в состав Консультативного совета по образованию национальных меньшинств при Министерстве образования и науки Латвии. В 2004 г. Латвийская Республика присоединилась к Международному альянсу памяти жертв Холокоста (IHRA).
За последние годы в Латвийской Республике не фиксировалось нападений на почве антисемитизма. В докладе European Union Agency for Fundamental Rights (FRA) о проявлениях антисемитизма в Европе со ссылкой на данные, предоставленные правительством Латвии, отмечается, что за 2015, 2017 и 2018 гг. не было зарегистрировано преступлений, имеющих антисемитскую направленность. В 2016 г., по данным FRA, имело место осквернение еврейского кладбища в Риге, по факту которого было возбуждено уголовное дело[10]. Отчет Европейской комиссии по борьбе с расизмом упоминает, со ссылкой на СМИ, о вандализме на еврейском кладбище в Резекне летом-осенью 2017 года[11]. Впрочем, в открытых источниках инцидент 2016 г. не фигурирует, а последние упоминания в СМИ об осквернении еврейского кладбища в Риге датируются 2009-2010 гг. Тогда же был поврежден памятник Ж. Липке.
Отдельной составляющей изучения проблемы является антисемитизм в интернете. Согласно опубликованной в 2015 г. брошюре «Antisemītisma izpausmes: vēsture un mūsdienas»[12], в латышском сегменте интернет-пространства присутствуют антисемитские публикации в социальных медиа и на форумах, среди которых проявление ненависти к евреям на расовой и религиозной почве, распространение стереотипов об их политическом и экономическом влиянии, негативно отражающемся на государстве. При этом такого рода записи могут сопровождать сообщения, как об исторических событиях, так и об актуальных проблемах. Авторы подчеркивают, что данные, собранные в процессе работы над брошюрой, показывают, что значительная часть подобного рода комментариев, сделанных, как правило, анонимно, может принадлежать представителям молодежи. Этот факт, как отмечается в тексте брошюры, вступает в противоречие с распространенной точкой зрения, согласно которой, по мере смены поколений, антисемитизм должен иметь тенденцию к снижению[13].
Аналогичное явление характерно и для русскоязычного сегмента интернета. Однако его изучение осложнено тем, что здесь комментарии нередко оставляются не представителями русскоязычного населения Латвии, а «соотечественниками», проживающими в других государствах, включая соседние страны Балтии, Беларусь, Украину и Россию. В основном данная группа пользователей в социальных сетях и на форумах обсуждает исторические и политические темы.
Поводом для спекуляций в социальных медиа стало избрание Сеймом на пост президента Латвийской Республики Э. Левитса, имеющего еврейские корни по отцовской линии. Впрочем, тема «евреев во власти», в отличие, например от Украины, серьезного распространения не получила. Сообщения о том, что отец действующего президента поддерживал советскую власть, которые можно обнаружить в ряде русскоязычных источников, подпитали давно существующий миф об отсутствии у латвийских евреев патриотизма и их альянсе с коммунистами, но и эта тема в дальнейшем перестала часто встречаться в записях, оставленных в социальных сетях и форумах.
Противодействие распространению антисемитизма в интернете – задача гораздо более сложная. Решается она различными способами, от ответных публикаций комментариев на индивидуальном уровне до деятельности, реализуемой организациями. В их числе Латвийский центр по правам человека. При его участии была подготовлена упомянутая выше брошюра «Antisemītisma izpausmes: vēsture un mūsdienas». Помимо этого в 2013–2015 гг. совместно с Советом еврейских общин Латвии реализовывался проект под названием «Укрепление потенциала НПО по предотвращению разжигания ненависти в Интернете».
Проблема реституции еврейской собственности
Особую важность для еврейской общины Латвии имеет вопрос о возвращении или компенсации за собственность, утраченную в годы Второй мировой войны. После восстановления независимости Латвийской Республики предпринималось несколько попыток добиться реституции принадлежавших общине объектов. К настоящему моменту удалось получить лишь промежуточный результат. Часть имущества была возвращена в 1990-е – 2000-е гг. В феврале 2016 г. Сейм Латвии одобрил законопроект, на основании которого общине были переданы 5 объектов в Риге, Юрмале и Кандаве. Для управления имуществом в мае того же года был создан Фонд реституции.
В утвержденном законодательстве отмечается, что решение правительства направлено на «смягчение исторической несправедливости последствий нацистского тоталитарного режима, осуществившего Холокост, и коммунистического тоталитарного режима на территории Латвийской Республики».[14] Эта формулировка содержит в себе отсылку не только к фактическому разграблению еврейского имущества в годы Войны, но и тому, что в дальнейшем советская власть не возвратила евреям собственность и препятствовала открытой дискуссии на данную тему, что можно трактовать как одну из причин замедления всего процесса реституции.
Отдельный закон, утвержденный в 2016 г. Сеймом, касался исторического здания Еврейского клуба по адресу Сколас, 6. Там же, в одной из комнат, с конца 1988 г. размещалось Латвийское общество еврейской культуры. Этот объект был передан Рижской еврейской общине еще в 2003 году. Однако тогда документ о возвращении недвижимости содержал в себе две важные оговорки. А именно: запрет на последующую передачу прав собственности в другие руки, т.е. свободного распоряжения им, а также возвращение здания государству, в том случае, если община «прекратит существование»[15], причем при первом упоминании общины речь шла об общественной организации, а потому ее наименование было поставлено в кавычки, а во втором, говоря о судьбе здания в случае ее исчезновения, нет. Закон 2016 г. установил отмену двух этих пунктов[16], ранее вызывавших возражения общины.
Реституция 5 объектов воспринималась многими как своего рода первый шаг к продолжению процесса, в рамках которого предполагается добиться возвращения еще 265 (в некоторых источниках по-прежнему фигурирует цифра 270). Летом 2019 г. предпринималась попытка снова вынести вопрос на обсуждение, при этом инициаторы законопроекта склонялись к тому, что в будущем необходимо не передавать здания, а компенсировать их стоимость. Принципиальная позиция самой Еврейской общины Латвии заключается в том, что реституция не должна осуществляться поэтапно.
Перспективы
Обозначенные выше аспекты дают возможность определить контуры будущего развития еврейской общины современной Латвии. Названные демографические вызовы согласуются с теми, что характерны для европейских стран в целом и их еврейского населения в частности. При этом в последнее время довольно активно распространяющийся тезис, согласно которому подобные тенденции вскоре приведут к настолько заметному сокращению евреев, что пора подумать о мемориализации этих общин, а не заниматься исследованием их современного состояния и перспектив развития, как кажется, полностью лишен справедливости. Более того, пример Латвии, где еврейская община боролась за то, чтобы добиться исключения из закона о возвращении имущества одного из объектов недвижимости пункта о своем исчезновении – хорошее тому доказательство.
В дальнейшем важнейшей задачей, стоящей перед еврейской общиной Латвийской Республики, по-прежнему будет оставаться реституция собственности. Важность ее заключается не просто в факте компенсации, но и в том, какие ресурсы она даст для развития общинной жизни в стране. Оценивая угрозу антисемитизма, следует сказать, что, реальной опасности, в связи с отсутствием в последние несколько лет насильственных антисемитских инцидентов, сегодня нет. Однако по-прежнему видится целесообразным мониторинг ситуации в обществе с особым акцентом на интернет-пространство, как для предотвращения рисков и угроз на раннем этапе, так и для устранения некоторых нестыковок, заметных в публикациях, появляющихся за рубежом.
[1] Population by ethnicity and age at the beginning of the year (by 5-ears age groups) // Centrālā statistikas pārvaldes datubāzes. URL: https://data.csb.gov.lv/pxweb/en/iedz/iedz__iedzrakst/IRG090.px/table/tableViewLayout1/
[2] Latvijas iedzīvotāju sadalījums pēc nacionālā sastāva un valstiskās piederības (01.07.2019) // Latvijas Republikas lekšlietu ministrijas Pilsonības un migrācijas lietu pārvalde URL: https://www.pmlp.gov.lv/lv/assets/ISVN_Latvija_pec_TTB_VPD01072019.pdf
[3] On key provisional results of Population and Housing Census 2011, 1 March 2011 // Central Statistical Bureau of Latvia. 18.01.2012 URL: https://www.csb.gov.lv/en/statistics/statistics-by-theme/population/census/search-in-theme/1127-key-provisional-results-population-and-housing
[4] Vārda, uzvārda un tautības ieraksta maiņas likums. Saeimā 08.04.2009 (Ar grozījumiem, kas izdarīti ar 15.09.20016, likumu, kas stājas spēkā 13.10.2016) // Latvijas Vēstnesis, 66. 29.04.2009. URL: https://likumi.lv/ta/id/191209-varda-uzvarda-un-tautibas-ieraksta-mainas-likums
[5] Latvijas iedzīvotāju sadalījums pēc nacionālā sastāva un valstiskās piederības (01.07.2019) // Latvijas Republikas lekšlietu ministrijas Pilsonības un migrācijas lietu pārvalde URL: https://www.pmlp.gov.lv/lv/assets/ISVN_Latvija_pec_TTB_VPD01072019.pdf
[6] Подробнее см.: Якимова Е.А. Государственная политика Латвийской Республики в отношении еврейского населения (1990-2017) // Евреи Европы и Ближнего Востока: культура и история, языки и литература. Материалы международной научной конференции. Петербургский институт иудаики, 2018. С. 129-134.
[7] Dribins L., Gūtmanis A., Vestermanis M. Latvijas ebreju kopiena: Vēsture, traģēdija, atdzimšana. 22.02.2016. // Latvijas Republikas Ārlietu ministrija URL: https://www.mfa.gov.lv/ministrija/publikacijas/latvijas-ebreju-kopiena-vesture-tragedija-atdzimsana#lvkopiena
[8] Подробнее см.: Якимова Е.А. Государство Израиль и страны Балтии: между прошлым и будущим. М.: Институт Ближнего Востока, 2016. 186 С. URL: http://book.iimes/su/?page_id=5089
[9] Population by ethnicity and age at the beginning of the year (by 5-ears age groups) // Centrālā statistikas pārvaldes datubāzes. URL: https://data1.csb.gov.lv/pxweb/en/iedz/iedz__iedzrakst/IRG090.px/table/tableViewLayout1/
[10] Antisemitism. Overview of data available in the European Union 2008-2018 // European Union Agency for Fundamental Rights. Luxembourg: Publication Office of the European Union, November 2019. DOI: 10.2811/116610 tk-01-19-751-EN-N URL: fra.europa.eu/sites/default/files/fra_uploads/fra-2019-antisemitism-overview-2008-2018_en.pdf P. 62
[11] ECRI Report on Latvia (fifth monitoring cycle). Adopted 04.12.2018. Published 05.03.2019. // European Comission against Racism and Intolerance, Council of Europe. ECRI Secretariat. Directorate General II – Democracy. Council of Europe. URL: https://rm.coe.int/fifth-report-on-latvia/1680934a9f P. 19
[12] Ļenskis I., Bērziņš D. Antisemītisma izpausmes: vēsture un mūsdienas // Latvijas Ebreju draudžu un kopienu padome; Latvijas Cilvēktiesību centrs; Iceland, Lichtenstein Norway EEA Grants; Sabiedrības integrācijas fonds. Zinātniskais redaktors: Zellis K. Latvijas Cilvēktiesību centrs, 2015. 40 L.
[13]Ibid. L. 38.
[14] См. например: Par nekustamā īpašuma Rīgā, Abrenes ielā 2 nodošanu. Saeimā 25.02.2016 // Latvijas Vēstnesis, 48. 09.03.2016. URL: https://likumi.lv/doc.php?id=280780
[15] Par nekustamā īpašuma nodošanu sabiedriskajai organizācijai «Rīgas Ebreju kopiena». Saeimā 04.12.2003 // Latvijas Vēstnesis. 17.12.2003. URL: https://www.vestnesis.lv/ta/id/82183
[16] Grozījumi likumā «Par nekustamā īpašuma nodošanu sabiedriskajai organizācijai «Rīgas Ebreju kopiena». Saeimā // Latvijas Vēstnesis, 48. 09.03.2016. URL: https://likumi.lv/ta/id/280778-grozijumi-likuma-par-nekustama-ipasuma-nodosanu-sabiedriskajai-organizacijai-rigas-ebreju-kopiena
Facebook
X
Linkedin
WhatsApp
Telegram
Print
Мнения экспертов могут не совпадать с официальной позицией Института евро-азиатских еврейских исследований и Евро-Азиатского Еврейского Конгресса.