Skip to content
Euro-Asian Jewish (EAJ) Policy Papers, No 35 (23 April 2020)
Евро-Азиатское еврейство и политическая жизнь принимающего сообщества: опыт Германии
ТерриторияЕвропа

Растущий в последние годы интерес европейских «новых правых», таких как партия «Альтернатива для Германии» к русскоязычным евреям-иммигрантам очевиден, несмотря на отсутствие у этой группы серьезного электорального влияния ни в региональной, ни в общенациональной политике. Причина этого интереса – в надежде использовать их связи для установления каналов коммуникации с Израилем, снять обвинения в антисемитизме, и тем самым получить легитимацию в глазах местного общества и международных организаций. В свою очередь, и в глазах русскоязычных евреев выдвинутый АдГ и иными подобными партиями лозунг борьбы с антисионизмом и защиты права Израиля на существование как «национального дома еврейского народа» встречает немалое сочувствие. Остается понять, стоит ли за этим феноменом нечто большее, чем политический курьез или просто электоральный символ.


Предисловие редактора

Общины «русско-еврейской диаспоры», насчитывающей, в критериях израильского Закона возвращении, порядка трех миллионов человек, существуют сегодня, в десятках стран на пяти континентах. Характерная для евреев бывшего СССР сложная комбинация культурно-ментальных стереотипов, социальных и экономических ценностей и идеологических представлений, была сформирована на волне демократических и нео-авторитарных трансформаций в конце советской и постсоветскую эпоху. А в среде евреев-эмигрантов – на базе идей и представлений, как частично принесенных из стран исхода, так и усвоенных в новой общественной среде. И в том и другом случае данный феномен не мог не иметь и своего политического выражения. В тех странах Запада, где «русские» евреи получили гражданство, политические симпатии большинства из них через 6-7 лет обычно благополучной адаптации как правило, стабилизируются в правоцентристской (в зависимости от местной идеологической и политической традиции, праволиберальной или умеренно-консервативной) части партийно-политического спектра. [1]

Однако, в отличие от Израиля, где выходцы из бывшего СССР нередко определяют исход избирательных кампаний, и, отчасти и очень точечно – в США, остальные русскоязычные еврейские сообщества такими возможностями, на первый взгляд, не обладают. На постсоветском пространстве, а также в таких странах как Германия, Австрия и Канада, «русскоязычные» евреи имеют значительный, иногда – определяющий вес во внутренней политике местных еврейских общин и их «зонтичных» объединений. Но на общенациональной политической арене присутствие этой группы в качестве политически организованного сообщества почти не ощущается. Однако, даже единичное присутствие ее представителей среди партийных активистов хотя и не является фактором, способным повлиять на расстановку политических сил в стране, но чем дальше, тем больше воспринимается в качестве важного политического явления, которое не стоит игнорировать. [2] В Германии примером такого рода могут служить Сергей Лагодинский, который инициировал в 2007 году создание группы «еврейских социал-демократов» в рядах Социал-демократической партии Германии  или члены «еврейской ячейки» правой партии «Альтернатива для Германии» в Висбадене. Остается вопрос, стоит ли за этим феноменом нечто большее, чем политический курьез или просто электоральный символ? Об этом — статья эксперта ИЕАЕК Е. Якимовой.

Проф. Зеэв Ханин, глава Академического совета Института Евро-Азиатских Еврейских исследований


Русскоязычное еврейство в политической жизни ФРГ

Партия «Альтернатива для Германии» была создана в 2013 г., а основным акцентом в ее программе на начальном этапе были негативные аспекты введения единой европейской валюты и противодействие спасению слабых экономик ЕС более сильными игроками, прежде всего, самой ФРГ. С течением времени фокус внимания сместился на миграционный кризис, в котором АдГ заняла жесткую позицию в отношении иммигрантов, что стало полной противоположностью курсу, проводимому федеральным канцлером А. Меркель. Подчеркивание опасности выходцев с Востока, в том числе в виде исламизации страны, в сочетании с попытками добиться полного запрета ливанской шиитской группировки «Хизбалла» через Бундестаг не принесли партии желаемого сближения с Израилем. Во многом это произошло из-за заявлений ряда её активистов, призывавших пересмотреть статус Катастрофы в истории Германии.

Несмотря на противоречивую репутацию, «Альтернатива для Германии» все же могла занять отдельную нишу в современной политике страны, объединив в своей программе нужды различных категорий населения от восточных немцев до т. н. «поздних переселенцев» из бывшего СССР. Отдельной категорией электората, представляющей значение для АдГ, стали русскоязычные евреи с постсоветского пространства. Интерес к ним обусловлен несколькими факторами. Во-первых, за счет транснациональных связей в рамках русскоязычного еврейства, они потенциально могут обеспечить установление каналов коммуникации с Израилем. Во-вторых, сходство ряда проблем, с которыми столкнулись «русские» немцы и «русские» евреи в Германии, позволяет выстраивать политику в отношении двух этих сегментов по схожей модели. Наконец, обращение к еврейской теме для АдГ во многом осложнено оппозицией со стороны крупнейших общинных организаций страны, альтернативу которым в каком-то смысле представляют русскоязычные евреи, так и не сумевшие окончательно интегрироваться в эту среду.

Внутрипартийные ассоциации АдГ и русскоязычные евреи Германии

7 октября 2018 г. в городе Висбаден (Гессен) была создана внутрипартийная ассоциация «Евреи в АдГ», основной целью которой была заявлена борьба с антисемитизмом. Данный факт спровоцировал волну критики среди еврейских организаций ФРГ, прежде всего, Центрального совета евреев Германии. Основным возражением скептиков было то, что за счет «заигрывания» с еврейской темой партия пытается смягчить обвинения в правом антисемитизме и ревизионистском подходе к Холокосту, неоднократно выдвигавшиеся в адрес нее самой[3]. Еще одним поводом для возражений оказался интерес к русскоязычным немецким евреям, выразившийся уже в том, что порядка 1/3 участников новой ассоциации относились к таковым[4].

До этого «Альтернатива для Германии» уже имела опыт учреждения аналогичных внутрипартийных групп. Одной из них стало объединение русскоязычных немцев, поддерживающих АдГ. Оно было создано в 2016 г. в земле Северный Рейн – Вестфалия с двумя целями: распространить идеологию партии в среде потенциального электората, а также доказать, что АдГ поддерживает иммиграцию в том случае, если вновь прибывшие способны успешно интегрироваться, как это сделали «русские»[5]. Фоном для учреждения обеих ассоциаций стали сообщения о преступлениях, совершенных в отношении девушек подростков из русскоязычных семей, совершенных выходцами с Востока, обратившимися в Германии за получением статуса беженца.

Еще одной группой являются «Христиане в АдГ», хотя точнее было бы назвать именно их первой внутрипартийной ассоциацией, поскольку появилась она в 2013 г. и в настоящий момент из всех названных является наиболее разветвленной. Список её задач также выглядит наиболее обширным. В их числе есть пункты, дающие возможность провести некоторый параллели с «Евреями АдГ», а именно призыв к защите традиционных ценностей, включая семью и брак, а также исламская угроза, нарастающая в ФРГ с притоком иммигрантов с Востока, где в их родных странах притесняются представители других религий[6].

Программа АдГ и запросы русскоязычных евреев Германии

Эксперты Института Евро-Азиатских еврейских исследований уже обращались к различным аспектам жизни русскоязычных евреев Германии,[7] потому нет причины на них детально останавливаться. Напомним лишь, что со стороны принимающего общества, которое некогда поддержало идею привлечения в страну выходцев из бывшего СССР/СНГ, надеясь таким образом восстановить общинную жизнь, к ним сегодня предъявляются претензии, связанные с недостаточной религиозностью, а также неполной интеграцией, включая языковые и культурные барьеры. В контексте активности «Альтернативы для Германии», направленной на русскоязычных евреев ФРГ, обращает на себя внимание то, что партия пытается охватить многие сферы, в которых наблюдается конфликт между принимающей и присоединившейся сторонами.

Во-первых, АдГ обращается к религиозной составляющей, подчеркивая, что принадлежность к еврейству представляет собой не только вероисповедание, но и общность традиций, понимание и уважение истории своего народа[8]. Это, пожалуй, ответ на одну из главных дилемм русскоязычных евреев Германии, которые приезжали в страну на основании наличия у них еврейских корней, подтвержденных, как правило, еще советскими документами, содержащими графу о национальности. Однако по прибытии выяснялось, что ключевым аспектом, определяющим отношение к еврейству, все же является религия. АдГ, в свою очередь, выдвигает некую комфортную альтернативу, где на первое место ставятся этические принципы иудаизма. Таким образом, русскоязычным евреям в некотором смысле предлагается воссоздать среду, знакомую тем, кто жил в СССР, где еврейской жизни не было, что, однако, не означало невозможность выполнять определенные ритуалы или правила в той форме, в которой это было доступно.

В тематическом блоке партийной платформы заметен также акцент на семейных ценностях, что роднит программы «Евреев в АдГ» и «Христан в АдГ». Однако есть в них и ряд существенных отличий, таких как подход к религиозному образованию. Так, во втором случае упоминается о преподавании истории религии, через которое к обучающимся должно прийти понимание роли христианства в западной культуре, в то время как в обращении к еврейскому населению такой пункт отсутствует[9]. Более того, если говорить о традиционных семейных ценностях, которые, судя из публикаций партии, две названные общины разделяют, все же обращает на себя внимание то, что в платформе «Христиан в АдГ» акцент на вопросах традиционной семьи и неприятии гомосексуальных отношений заметно более сильный[10].

К вопросам культуры тесно примыкает языковая политика, оценивая которую, можно заметить одно существенное отличие внутрипартийных ассоциаций, ориентированных на русскоязычных евреев и немцев. Выстраивая диалог со вторыми, АдГ подчеркивает необходимость публикации информации на двух языках, объясняя это сложностью политической терминологии[11]. В случае с «Евреями в АдГ» партия стремиться проводить более универсальный курс, тем самым демонстрируя, что в действительности пытается артикулировать интересы избирателей в рамках еврейской общины Германии в целом, а не ориентироваться на отдельные ее сегменты. Более того, в данном случае партия в большей степени ориентируется именно на мнение «коренного» еврейского населения страны, возражающего против активного использования русского языка в немецкой еврейской прессе и на культурных мероприятиях.

Второй важный смысловой раздел партийной платформы для ассоциации «Евреи АдГ» заключается в обращении к институциональным основам. Так, в программе говориться, что формат традиционных общинных организаций фактически изжил себя, поскольку заставляет их членов ориентироваться не на собственные потребности, а подчиняться спонсорам. А потому подходящей альтернативой, по мнению партии, является объединение именно вокруг созданной в ее рядах группы[12]. Частично это также соотносится именно с интересами русскоязычных евреев Германии, участие которых в общинных структурах является поводом для множества разногласий, включая уже упомянутые религиозные и языковые аспекты.

Впрочем, в варианте, предлагаемом АдГ, есть и свои недостатки. Заключаются они в том, что внутрипартийная ассоциация не способна оказывать такого же уровня социальную поддержку, что и общинные структуры. Последние, несмотря на противоречия между «русскоязычными» евреями и «коренным» еврейским населением страны, многое делают именно для поддержки первых. Особенно это относится к представителям старших поколений. АдГ, в свою очередь, предлагает вместо этого более эффективное представительство интересов общины в органах власти. Однако существующих ресурсов у партии для этого на данный момент недостаточно, несмотря на успехи на уровне федеральных земель, в органах центральной власти по-прежнему наблюдается серьезная оппозиция ее влиянию.

Кроме того, здесь вновь возникает вопрос языкового барьера, поскольку среди получателей социальной помощи большинство составляют именно русскоязычные евреи старшего возраста, для которых общение на немецком языке затруднительно. Соответственно, для них партия должна создать отдельное направление работы или ориентировать их на более доступную ассоциацию русскоязычных немцев. Впрочем, в таком случае АдГ не избежать упреков в том, что она представляет угрозу для еврейской общинной жизни, способствуя ассимиляции.

Внимание «Альтернативы для Германии» к еврейским общинным организациям страны может быть отчасти обусловлено тем, что в их рядах присутствуют сторонники приема в ФРГ беженцев из стран Востока, готовых оказать в этом поддержку[13]. При этом в качестве основы для такого рода деятельности они предлагают использование накопленного опыта интеграции русскоязычных евреев из бывшего СССР. С подобной инициативой выступила, к примеру, главная зонтичная организация еврейских благотворительных и социальных структур Zentralwohlfahrtsstelle der Juden in Deutschland, которая сотрудничает с правозащитниками, курирующими спасение беженцев в Средиземном море. При этом в качестве обоснования такого рода активности руководство ZWST использует возможность сдержать таким образом радикализацию прибывающих в Европу иммигрантов, упоминая при этом противоположную по своей сути активность АдГ[14].

Важнейшая тема в программе «Евреев в АдГ» все же антисемитизм. Рассматривается он в двух аспектах. Первый из них сводится к угрозе, создаваемой иммигрантами из стран Востока, воспитанными в традициях ненависти к евреям[15]. Это вполне понятная риторика, принимая во внимание антимиграционную политику партии, но в контексте проблем русскоязычных евреев ФРГ звучит она крайне противоречиво, поскольку именно этот сегмент еврейского населения страны нередко обвиняют в распространении данного стереотипа, основанного на приоритетах политики СССР на Ближнем Востоке[16].

Второй аспект антисемитизма – борьба с антисионизмом. В её рамках «Альтернатива для Германии» декларирует не просто необходимость защиты права Израиля на существование, базирующуюся на особой ответственности Германии перед евреями после Катастрофы, но и понимание Израиля как «национального дома еврейского народа»[17]. Исходя из того, что государство представляет в том числе и интересы диаспоры, т.  е. тех же евреев ФРГ, оно также нуждается в поддержке.  Интересно, что в этом пункте, пожалуй, впервые партия возвращается к своим истокам, т. е. обращается к экономической составляющей проблемы, подчеркивая ошибочность политики федерального правительства, финансирующего БАПОР.

В целом, несмотря на то, что в программе, предлагаемой партией «Альтернатива для Германии», есть достаточное количество аспектов, отвечающих интересам именно русскоязычного еврейского населения ФРГ, считать, что партия в целом или её ассоциация «Евреи в АдГ» в частности ориентирована исключительно на них, все же не стоит. Основной целью АдГ является привлечение голосов всех представителей немецкого общества, которые, руководствуясь различными причинами, не поддерживают курс действующего правительства. В их числе, разумеется, есть и выходцы из бывшего СССР/СНГ, не только еврейского происхождения. Однако в той же среде есть и противники этой партии. Ассоциирование всех русскоязычных евреев Германии с АдГ, скорее, фактор, подпитывающий общую критику в их адрес в конфликте, возникшем в процессе интеграции вновь прибывших в общество и еврейские общинные структуры.


[1] Vladimir Khanin, “The New Russian Jewish Diaspora and «Russian» Party Politics in Israel”, Nationalism & Ethnic Politics, Boulder, Vol. 8, No 4 (December 2002), pp. 54-81
[2]Vladimir (Ze’ev) Khanin, “Die Diaspora russischsprachiger Juden Politische Einstellungen und Einfluss» (The Russian-speaking Jewish Diaspora: Political Attitudes and Influence) in Manfred Sapper, Volker Weichsel (Eds.), Migration, Identität, Politik. Trans-inter-national: Russland, Israel, Deutschland (Migration, Identity and Politics: Trans-, Inter- and National: Russia, Israel and Germany). Berlin: Special Issue of Osteuropa, 9–11/2019, pp. 123-139, in German
[3]  Gemeinsame Erklärung gegen die AfD. Zentralrat der Juden in Deutschland. URL: https://www.zentralratderjuden.de/fileadmin/user_upload/pdfs/Gemeinsame_Erklaerung_gegen_die_AfD_.pdf
[4] Vereinigung “Juden in der AfD” gegründet. Jüdische Allgemeine. 07.10.2018. https://www.juedische-allgemeine.de/politik/vereinigung-juden-in-der-afd-gegruendet/
[5] Netzwerk Russlanddeutsche in der AfD gegründet. Russlanddeutsche für AfD NRW. URL: https://russlanddeutsche-afd.nrw/aktuelles/2016/03/netzwerk-russlanddeutsche-in-der-afd-gegruendet/
[6] Wofür steht ChrAfD? Christen in der AfD. URL: https://www.chrafd.de/index.php/grundsatzerklaerung
[7] См. например: Ханин З. Так есть ли будущее у русскоязычной еврейской общины в Германии и ЕС? EAJ Policy Papers, No 18. 12.04.2019. URL: https://institute.eajc.org/eajpp-18/?fbclid=IwAR278rAuuLk7wsHMzi-agbbzIRqsNsRzDoT08xNzcgLkJHxdgGXfBez2bUU; Глекнер О. Русско-еврейская иммиграция и будущее еврейских общин в объединенной Германии. Euro-Asian Jewish Policy papers No 15. 11.03.2019. URL: https://institute.eajc.org/eajpp-15/?fbclid=IwAR3wdYSqaxKgkuhkQm7Qe2T58kTtCRI6T_XNwn4yyqgZTZ53sipAov1frjs
[8] Grundsatzerklärung. Juden in der AfD e.V. URL: https://www.j-afd.org/grundsatzerklaerung
[9] Wofür steht ChrAfD? Christen in der AfD. URL: https://www.chrafd.de/index.php/grundsatzerklaerung; Grundsatzerklärung. Juden in der AfD e.V. URL: https://www.j-afd.org/grundsatzerklaerung
[10] Ibid.
[11] Über Uns. Russlanddeutsche für AfD NRW. URL: https://russlanddeutsche-afd.nrw/ueber-uns/
[12] Grundsatzerklärung. Juden in der AfD e.V. URL: https://www.j-afd.org/grundsatzerklaerung
[13] Подробнее см. Якимова Е.А. Влияние европейского миграционного кризиса на еврейскую общину Германии. Евреи в мировой истории, культуре и политике: материалы Международной научной конференции 26 апреля 2020 г. Санкт-Петербург: Петербургский ин-т иудаики, 2020. Сс. 310 – 318. URL: http://www.pijs.ru/f/sbornik_pii-2020-end.pdf
[14] Schwartz Y. In Germany, Jewish funds help keep Mediterranean migrant rescue missions afloat. Times of Israel. 21.09.2019. URL: https://www.timesofisrael.com/in-germany-jewish-funds-help-keep-mediterranean-migrant-rescue-missions-afloat/
[15] Ibid.
[16] Belkin D. “Jüdisches Leben in Deutschland. Auch “Russen” sind Juden” Tagesspiegel. 19.11.2016.  https://www.tagesspiegel.de/berlin/juedisches-leben-in-deutschland-auch-russen-sind-juden/14832644.html; Эпштейн А. «Электоральные предпочтения русскоязычных израильтян и арабо-израильский конфликт» Вестник. № 4 (325). 09.07.2003. http://www.vestnik.com/issues/2003/0709/win/epshteyn.htm
[17] Grundsatzerklärung. Juden in der AfD e.V. URL: https://www.j-afd.org/grundsatzerklaerung
iakimova

кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела Израиля и еврейских общин ИВ РАН, эксперт московского Института Ближнего Востока