На протяжении почти 30 лет, прошедших после распада СССР в 1991 году, численность еврейского населения Беларуси постоянно сокращалась вследствие ассимиляции, естественной убыли (депопуляции) и особенно ‑ эмиграции из страны. Еврейские общинные организации оценивают численность еврейского населения республики на сегодняшний момент либо 9-15, либо 30-40 тысяч человек. Тем не менее, в стране действует разветвленная сеть городских, религиозных, культурных и других еврейских организаций, объединенных в три, иногда соперничающие друг с другом «зонтичные» структуры. Лоббистские возможности еврейских организаций, которые в Беларуси, в отличие от иных постсоветских республик, не находятся под опекой крупного частного бизнеса или межрегиональных еврейских объединений, ограничены и потому фактически зависят от личных связей отдельных общинных лидеров с представителями власти. Интерес широкой публики к еврейской истории и культуре; желание властей превратить еврейскую историю Беларуси в дипломатический и политический бренд и продвижение, в рамках политики развития туризма в стране, идеи международного еврейского паломничества к «сакральным иудейским объектам», по аналогии с паломничеством иудеев на Украину в период осенних праздников ‑ перспективы общинной жизни Беларуси в ближайшие годы.
Демографические тенденции
Еврейская община в Беларуси малочисленна. Поскольку нигде в стране в документах национальность не фиксируются, а указывается только гражданство, численность еврейского населения можно оценить исходя из данных переписей населения. По последней переписи 2009 г. из 9,5 миллионов человек всего населения Беларуси евреев было 13 тысяч человек (0,14%). По переписи 1999 г., евреи составляли 0,28% (менее 28 тысяч человек из общей численности населения в 10 миллионов). Падение численности еврейской общины связано с ее естественной убылью, а также эмиграцией из страны (трудовой и иной).
По данным Центрального бюро статистики Израиля из Беларуси в Израиль в 2017 г. эмигрировало 948 человек (3,6% от общего числа репатриантов); в 2016 г. численность иммигрировавших в Израиль белорусов (белорусских евреев и членов их семей) составила 714 человек (2,5%). Израиль не является страной трудовой миграции для белорусов. Причины отъезда евреев в основном носят экономический характер; доля репатриантов, уехавших из Беларуси в Израиль по идеологическим соображениям (сионизм) в настоящее время, по оценке автора, ничтожно мала. В итоге, общинные организации Беларуси оценивают количество еврейского населения на сегодняшний момент (2018 г.) в 9-15 тысяч человек (встречаются и другие данные ‑ 30-40 тысяч человек). Израильские демографы (Сержио Делла Пергола, Марк Тольц) оценивают численность этнического «ядра» еврейской общины Беларуси в 13 тысяч человек, а «расширенную» еврейскую популяцию, включая совокупность лиц, подпадающих по критерии израильского Закона о возвращении, в 33 тысячи человек.
Однако имеются наблюдатели, которые считают и такие оценки заниженными. Так, Зелик Пинхасик (создатель Минского еврейского университета, входивший в руководство еврейской общины), ссылаясь на «неофициальную перепись», которую он, как социолог, провёл при поддержке организации «Натив» в начале 2010-х годов, считал, что численность лиц, подпадавших под израильский Закон о возвращении, на тот момент была равной 150 тысячам[1]. Впрочем, такие данные автору этих строк представляются необоснованными.
Следующая перепись в Беларуси состоится в октябре 2019 г. С высокой долей вероятности можно утверждать, что она покажет дальнейшее снижение численности еврейской общины по названным выше причинам.
Инфраструктура еврейской жизни Беларуси
В стране действуют несколько крупных еврейских общинных организаций. Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин (СБЕОО) был создан в апреле 1991 г. и является светской организацией, объединяющей местные городские общины (включая 10 относительно крупных общин в городах Брест, Бобруйск, Гомель, Гродно, Витебск, Мозырь и некоторых других), а также «специализированные» организации, такие как женская организация «Кешер», культурное общество «Эмуна», общественное объединение евреев – бывших узников гетто и нацистских концлагерей, благотворительное общество «Хэсед Рахамим», а также Фонд «Холокост». СБЕОО Союз представляет общину перед властями. Деятельность СБЕОО в настоящее время сосредоточена в социальной и культурной сферах. Положительным моментом по-прежнему является мемориальная деятельность и культурные мероприятия: участие в ежегодных фестивалях национальных культур в Гродно, мероприятия к еврейским праздникам, фестивали еврейской книги и т.д. В 2018 г. состоялись: 29 июня ‑ премьера фильма «Зондергетто» (из серии «Хроники Минского гетто»), 29 и 30 июля ‑ открытие памятников жертвам Холокоста в Быхове и Свислочи, 25 августа ‑ открытие в Копыле мемориальной доски Менделе Мойхер-Сфориму и др. Знаковое общинное мероприятие ‑ 75-летие уничтожения Минского гетто прошло в октябре 2018 г.. Памятные мероприятия прошли с участием представителей органов государственного управления и официальной израильской делегации (в том числе, министра алии и интеграции Израиля С. Ландвер).
Иудейское религиозное объединение в Республике Беларусь (ИРО) включает общины литовского направления ортодоксального иудаизма в Могилеве, Гомеле, Витебске и др. Объединение иудейских религиозных общин (ОИРО) представляет общины ХАБАД, которые имеются в Бресте, Гродно, Могилеве, Минске Орше и Бобруйске. Община в Пинске не входит ни в одно объединение и считается одной из самых авторитетных. ИРО имеет главного раввина (сегодня этот пост занимает раввин Мордехай Райхинштейн), тогда как объединение, принадлежащее движению ХАБАД, с недавних пор от титула «главного раввина» отказалось. Также существует объединение общин прогрессивного иудаизма. Число сторонников прогрессивного иудаизма не велико, как, собственно, и влияние религиозных объединений вообще. Количество общин «прогрессистов» равно 17. Объединение ХАБАД держится отдельно от остальных общинных учреждений (СБЕОО и ИРО). В настоящий момент, как представляется, религиозные потребности верующих в общине удовлетворяются полностью (обрезание, свадьба, похороны). В источниках упоминаются также две общины мессианского еврейских печатных изданий: газета СБЕОО «Авив», газета ИРО «Берега», литературно-художественный иудаизма.
В Беларуси имеются несколько журнал «Мишпоха». Материалы газет «Авив», «Берега» и журнала «Мишпоха» имеются и в Интернете. В последнее время (с 2017 г.) проводится постоянная работа СБЕОО с центральной и местной прессой, а также Интернетом и социальными сетями, что можно считать заслугой пресс-службы общины.
Сейчас в Беларуси действуют две средние еврейские школы: еврейские классы при средней школе № 132 в Минске и частная средняя школа «Бейс-Агарон» в Пинске; имеются две йешивы. Хотя в данный момент и наблюдается интерес к еврейским темам как со стороны власти, так и со стороны общества, и даже со стороны официальной науки, тем не менее, можно говорить о том, что иудаики как отдельной области исследования и преподавания в Беларуси больше не существует (например, по сравнению с периодом 2000-х гг.): известных исследователей, которые давно занимаются иудаикой, единицы; уровень работ, появляющихся в научной периодике и в качестве предоставляемых к защите диссертаций, довольно слабый; встречается и откровенная профанация.
Периодических научных изданий по иудаике в Беларуси нет вообще. В 2011-2016 гг. в Вильнюсе выходил белорусский ежегодник еврейских исследований «Цайтшрифт» («Часопiс»). Издание прекратилось из-за отсутствия финансирования. Все попытки восстановить журнал к осени 2018 г. успехом не увенчались.
Лоббистский потенциал
Принято считать, что лоббирование коллективных интересов является одной из важнейших функций организованного сообщества евреев в странах их пребывания. Лоббистские возможности, под которыми понимается совокупность связей с властными структурами, во многих постсоветских государствах нередко связаны с представителями крупного бизнеса (олигархии), сплетённого с интересами этих структур. Такие организации, учрежденные олигархами, представляли интересы еврейского населения перед властями. Подобная схема работала в Украине на рубеже 1990-х – 2000-х гг.[2].
В Беларуси еврейские организации не опекаются крупным частным бизнесом, поэтому и лоббистская деятельность, и формирование общинных институций здесь не строится по модели России, Украины или Казахстана. С достаточной долей уверенности можно утверждать, что лоббистскими полномочиями в еврейских делах Беларуси обладают не организации, а люди.
Ранее уже оценивался лоббистский потенциал еврейской общины в Беларуси в 2000-х гг.[3]. Самым влиятельным человеком в общине, без сомнения, долгое время являлся глава СБЕОО Л.М. Левин, обладавший выходом на властные структуры. Л.М. Левин руководил объединением с момента его основания в 1991 г., однако контактами с властями он пользовался крайне редко. Такая позиция вызывала критику некоторых представителей общины. У остальных еврейских лидеров, особенно из конкурирующих объединений ИРО и ОИРО, возможности выхода на властные структуры были, по-видимому, весьма ограниченны, хотя в конце 2000-х гг. у ОИРО, наметились перспективы сближения с властью. Заметно, что после смены руководства СБЕОО в 2014-2017 гг. влияние Союза на органы власти стало слабее.
«Еврейский вопрос» в политическом и геополитическом дискурсе
В общественно-политических дебатах еврейские темы сейчас практически не затрагиваются. Власти всячески пытаются подчеркнуть поли-этничность и поликонфессиональность Беларуси, а также мирное сосуществование всех общин в различных исторических обстоятельствах. Антисемитская тема, как представляется, маргинализируется и с некоторых пор оттеснена в социальные сети. Характерной чертой дискурса о евреях Беларуси стала замена серьезной литературы на массовую популярную с соответствующим набором заблуждений, которые являются неотъемлемой частью жанра. С середины 2010-х гг. в геополитических дебатах (например, о принадлежности к Европе, Евразии, западу или востоку и т.д.) распространился тезис о русских как «чужих» («врагов») для белорусов и евреев[4].
Тенденции настоящего времени
Можно выделить несколько тенденций, наблюдаемых последнее время в общинной жизни. Во-первых, стал заметен интерес широкой публики к еврейской истории и культуре. Мало того, и со стороны власти, и со стороны общества имеется желание превратить еврейскую историю Беларуси в бренд: продаются сувениры с изображением еврейской жизни местечка (различной ценовой категории); с 2016-2017 гг. несколько агроусадеб (например, одна под Минском, а другая под Бобруйском) работают с еврейскими темами; у части белорусской интеллигенции прослеживается интерес к идишской литературе.
Во-вторых, особым интересом общества с недавнего времени, по какой-то причине, стали пользоваться синагоги и еврейские кладбища. Так, в 2017 г. открылась синагога в Витебске; в 2018 г. появился проект восстановления синагоги в Ошмянах; с 2016 г. ведется описание и восстановление еврейского кладбища в Бешенковичах (Витебская область).
В-третьих, учитывая тенденцию белорусской власти к развитию туризма в стране, некоторое время назад СМИ озвучили идею организации религиозного туризма для иудеев, например, в Радунь, на могилу рава Исраэля Меира hа-Коэна (Хафец-Хаима) (по аналогии с паломничествами иудеев в Украину в период осенних праздников).
Три перечисленных выше тенденции будут, очевидно, характеризовать еврейскую жизнь в Беларуси. Учитывая постепенное уменьшение численности еврейского населения, можно прогнозировать постепенное превращение еврейской общины в «единицу памяти», аналогично тезису, высказанному профессором Анотонием Полонским в его «Истории евреев в Польше и России», когда общины либо нет, либо ее численность ничтожно мала, но память об этой общине существует[5].
[1]Данные приводятся по: Ханин З., Бардач-Ялова Э. 2015. «Эффективность и общественное восприятие деятельности Genesis Philanthropy Group в сфере укрепления национальной идентичности русскоязычных евреев». Отчет о социологическом исследовании. Иерусалим – Тель-Авив.
[2] См. подробнее: Шевелёв Д. 2009. «Еврейские общины Украины, Молдовы и Беларуси на рубеже 1990-2000-х гг.». Перекрестки: Журнал исследований Восточноевропейского Пограничья. Вильнюс. 1-2, 55-58.
[3] Там же, 60.
[4] Шевелёв Д. 2017. «Белорусский ориентализм и «белорусско-еврейская утопия» (к постановке проблемы)». Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. ст. под ред. О.В. Беловой. Москва. 237-257.
[5] Polonsky А. 2014. Dzieje Żydów w Polsce i Rosji. Warszawa.
доцент кафедры международных отношений Белорусского государственного университета, историк-международник, исследователь еврейских общин Восточной Европы и ближневосточного конфликта