Skip to content
Euro-Asian Jewish (EAJ) Policy Papers, No 57 (18 February 2024)
«Антисемитизм без гласности» как вызов еврейской жизни в бывшем СССР

Военная операция ЦАХАЛа «Железные мечи», ставшая ответом на варварскую атаку городов и поселков Израиля, предпринятую 7 октября 2023 г. боевиками управляющей сектором Газы террористической группировкой радикальных исламистов Хамас, стала триггером масштабной волны антисемитизма в мире, в том числе – в странах Запада. По данным мониторинга Министерства диаспоры Израиля и противодействия антисемитизму, только за первые три недели войны, с 7 по 25 октября, по сравнению с тем же периодом прошлого года, имел место 330%-й рост антисемитского насилия, а общее число антисемитских инцидентов выросло впятеро.

Социальные сети, широко и почти без ограничений распространяющие ксенофобский и антисемитский контент, лишь катализируют этот процесс. И если ранее ультралевый и исламский антисемитизм в странах Запада был слегка замаскирован под «легитимную критику Израиля», сегодня необходимость сохранения такой маскировки для этих кругов, похоже, отпала.

В этом смысле ситуация в бывшем СССР в некотором смысле выглядела более благоприятной. Принято считать, что с распадом СССР, прекращением анти-еврейской политики и практики дискриминации, и потери ими в массовом сознании граждан статуса «главного внутреннего врага», постсоветское пространство стало «континентом безопасности» с точки зрения проявлений «акцентированного» антисемитизма. Во всяком случае, по сравнению с рядом европейских и ближневосточных стран. Например, обзор Еврейского агентства «Сохнут» и ВСО “The State of Anti-Semitism in 2021” показал, что 9 из 20 наиболее резонансных и антисемитских инцидентов имели место в США, 3 – в Великобритании, два – Франции, и по одному в Аргентине, Италии, Бельгии, Швеции, Германии, и Австрии. В то время как постсоветские страны в этом списке не фигурировали.

Действительно, ежегодное число антисемитских нападений и вандализма против еврейских объектов в странах бывшего СССР, имеющих значительное еврейское население – прежде всего, в России и Украине, исчислялось от единичных случаев до полутора-двух десятков инцидентов в «пиковые годы». А мониторинги общественных настроений в постсоветских странах показывали стабильное улучшение мнения населения в отношении о еврейских сограждан.

Наиболее общие  тенденции

Из этой в целом благостной картины выпадало то обстоятельство, что оценки самих евреев этих стран были не столь однозначными и существенно расходятся с данными официальных мониторингов. Так, более 40% респондентов исследования Левады 2018 г признались, что за последние пять лет становились объектами угроз, нападений и иных видов агрессии. Об аналогичном личном опыте сообщили более четверти опрошенных в ходе исследования еврейских общин пяти стран бывшего СССР, проведенного по инициативе Евро-Азиатского еврейского конгресса (ЕАЕК) в  2019–2020 гг., и еще почти треть – что жертвами таких инцидентов стали хорошо знакомые им люди.

Данный диссонанс объясняется, на наш взгляд, двумя факторами. Во-первых, помимо актов прямого физического насилия или преследования (hate crime), имеет место и намного более масштабный феномен вербальных нападений (hate speech), которые власти постсоветских стран регистрируют и включают в официальную статистику антисемитских актов крайне неохотно. Если смотреть на ситуацию под таким углом, то, начиная со второго десятилетия 21 века позитивная тенденция первых постсоветских десятилетий действительно резко поменяла вектор: антисемитизм вновь стал заметным фактором на постсоветском пространстве. Помимо антисемитской риторики, регистрировался существенный рост подстрекательских заявлений, ксенофобские провокации, клевета на евреев и их культуру, отрицание Холокоста и антисемитизм под видом «анти-сионизма».

О «государственном антисемитизме» советского типа все же речь пока не шла. При этом стоит отметить, что развитие событий после начала военной операции «Железные мечи» анти-израильская риторика перешла на новый уровень. Символичным можно рассматривать публикацию в рейтинговом российском издании «Московский Комсомолец» 21 октября 2023 года откровенно анти-израильской и антисемитской статьи с подзаголовком «Профессиональный патриот определился с родиной». Статья опубликована в связи с видео-интервью политолога и востоковеда, президента Института Ближнего Востока, члена Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации, а в прошлом президента Российского Еврейского Конгресса Евгения Сатановского и последовавшего за этим его увольнением с популярного телевизионного канала российского ТВ. Автор статьи, популярный журналист Дмитрий Попов подчеркивает «несоразмерный ответ Израиля на террористическую атаку, в результате которого сотнями гибнут ни в чем не повинные мирные жители, разрушаются жилые дома, больницы, церкви и мечети. Можно даже не принимать во внимание, что Израиль – верный союзник нашего главного геополитического противника».

Автор завершает свой материал предупреждением о грядущем наращивании напряженности между Россией и Израилем: «Сатановский не первый, кто определился с родиной. И не последний – конфликт ведь ещё не разгорелся в полную силу. Будут и покруче каминг-ауты». В короткой статье популярного издания, ориентированного на самую широкую аудиторию, откровенно сформулирована позиции Российской Федерации относительно «несоразмерности израильского ответа на террор», что было известно и по официальным заявлениям МИДа России, а также о противоречии интересов Израиля и Российской Федерации.

Тем не менее, на данный момент скорее, можно говорить о четких следах как бытового, так и советского государственного антисемитизма прослеживаются в бывшем СССР вполне отчетливо, как и связанные с ними колебания антисемитской ксенофобии (например, доля населения, разделяющая такие стереотипы в России — порядка 40%). В том же ряду – готовности в определенной мере поддержать (если власти посчитают «целесообразным») политику этнической дискриминации или ограничения доступа к значимым социальным позициям всех «некоренных» этносов, в том числе евреев. О чем, например, говорит относительная популярность лозунга «Россия для (этнических) русских» и широкая распространенность рекламных объявлений «Сдам/продам квартиру только русским», которые можно увидеть повсеместно в уличных и интернет досках объявлений как периферийных так и столичных городов России.

Все это, бывшее среди прочего явным итогом всплеска антисемитской риторики в странах бывшего СССР, главным образом в России, Беларуси и Армении, не стало сюрпризом для тех, кто отслеживал нарастание антисемитских настроений в последние десять лет. А азербайджано-армянский конфликт, война в Украине и нынешняя война на Ближнем Востоке лишь ускорила наметившиеся процессы. Так, антисемитские волнения в Дагестане показали, как справедливо полагает израильский исследователь д-р Нати Канторович, что простая и ни к чему не обязывающая риторика уже пройденный этап, и если это окажется необходимым, то подобно анти-сионизму, насильственный антисемитизм также в любой момент может быть возвращен на подмостки новой реальности.

Стало понятно, что произошло резкое охлаждение Российско-израильских отношений, оказывающих значительное влияние, среди прочего, на положение евреев в России. Пока не представляется возможным констатировать системное изменение и наступление периода институционализации государственного антисемитизма. При этом, важно зафиксировать участившиеся «вбросы» еврейской тематики в негативной коннотации в общественное информационное поле и постепенное придание нормативности в обсуждении «еврейского вопроса» как в государственных СМИ, так и в социальных сетях, исходящие от наиболее авторитетных государственных и квази-государственных источников РФ.

Антисемитские сюжеты получили свое зловещее воплощение на Северном Кавказе, где 28 октября 2023 года в городе Черкесск столице Карачаево-Черкесской республики состоялся массовый митинг с требованиями выселить евреев из региона и установить запрет для евреев на въезд в республику. Массовое распространение получили призывы не сдавать евреям жильё, а 29 октября было подожжено недостроенное здание еврейского религиозного национально-культурного общинного центра в Нальчике (Кабардино-Балкарская Республика). В городе Хасавюрт (Дагестан) было распространено сообщение, что в одном из городских отелей якобы находится «лицо, внешне схожее с гражданином Израиля» после чего толпа провела там обыски, в округе досматривались автомашины, а в Махачкале разъярённая толпа фактически захватила и разгромила международный аэропорт, где вечером 29 октября приземлился рейс из Тель-Авива. Только благодаря действиям сотрудников служб безопасности и полиции удалось предотвратить расправу над пассажирами.

В социальных сетях и уличных выступлениях активистов звучали разнообразные антисемитские мотивы, в том числе и сюжеты антисемитской пропаганды с религиозной основой, подобные «кровавому навету в Буйнакске», президенту России было направлена петиция с призывом принять беженцев из сектора Газы и осудить Израиль. (Whatsapp-группа «Антиевреи» собрала весь спектр таких анти-израильских и антисемитских высказываний)

Касаясь персоны со-основателя «Яндекса» Аркадия Воложа, президент Путин, обратился к неожиданному и на наш взгляд более настораживающему ракурсу: Волож якобы «вынужден делать определенные заявления», чтобы жить в Израиле «на хорошем уровне и иметь хорошие отношения с властями». Заявление Президента было воспринято как обвинение в адрес израильских властей, которые так же подвергались критике за недостаточную помощь Украине и пророссийские симпатии на протяжении всех этапов конфронтации России и Украины. Можно заметить, что массированная анти-израильская пропаганда приводит к взрыву антисемитских настроений.

Фактор замалчивания и некорректной интерпретации

Тем более важным выглядит второй фактор, объясняющий упомянутый диссонанс между укрепляющимися у евреев ряда постсоветских стран ощущениями возможных угроз их личной безопасности и официальной статистикой, и заверениями властей. Заботясь о своей репутации, власти постсоветских стран крайне неохотно регистрируют нападения и вандализм антисемитского характера и нередко стараются замалчивать эти события. А если и включают их в официальную статистику преступлений, то предпочитают относиться к ним как к «обычному хулиганству» или преступлениям, не имеющим ксенофобской подоплеки. Причем, некоторое, чаще всего невольное содействие им в таком underreporting иногда оказывают и местные еврейские общины. Некоторые обозреватели считают, что еврейские общины иногда предпочитают не сообщать об антисемитских инцидентах, главным образом насильственного характера, опасаясь, что это послужит катализатором подобных действий со стороны подражателей.

Особую коннотацию этой сравнительно новой реальности придает идущая сегодня война Израиля с радикально-исламистской террористической группировкой ХАМАС в секторе Газы. Ряд напрямую или косвенно связанных с ней событий в бывшем СССР привлек немалое внимание. Одним из них стал акт антисемитского вандализма в украинском городе Николаев, где неизвестные (пока) вандалы облили символизирующей кровь красной краской внешнюю стену местной синагоги, центра еврейской общины – сплоченной, активной и уважаемой – в этом сильно пострадавшем от войны с Россией городе. По словам раввина этой общины, представителя движения ХАБАД Шалома Готлиба, украинская полиция серьезно отнеслась к делу. При этом полиция проверяла «все направления», и хотя, с точки зрения местных евреев, все произошедшее стало итогом «разжигания антисемитизма на фоне операции в Газе», стопроцентно доказать взаимосвязь этого антисемитского казуса с событиями на Ближнем Востоке пока не удалось. Так что, в данном случае имеет пока место не столько underreporting, сколько «under investigation» – о попытке сокрытия этого инцидента и его антисемитского характера речь не идет.

Этого, к увы, нельзя сказать в отношении ряда иных событий такого рода. Среди них – по меньшей мере, два антисемитских акта, которые произошли в Узбекистане с момента начала военных действий в Газе. В Ташкенте были атакованы два представителя ХАБАДа, а на синагоге были нарисованы антиизраильские граффити. Оба инцидента никак не освещались в СМИ, а представители еврейской общины также предпочли воздержаться от комментариев. По сути, о нападении широкой общественности стало известно 31 октября из отчета израильского министерства по делам диаспоры, подготовленного совместно с правительственного Бюро «Натив» при канцелярии премьер-министра, а источником информации стала публикация ТГ-канала AZfront, основанная на сообщениях и фотографиях, присланных читателями.

Схожая ситуация имела место и в Армении, за исключением того, что представители местной еврейской общины в ряде случаев более, чем в других странах бывшего СССР с большой осторожностью предают гласности инциденты, носившие выраженный антисемитский характер, ссылаясь на провокационный характер информационных сообщений, происходящих на фоне азербайджано-армянского конфликта. Мотивами такой позиции, как можно предположить, было как стремление «не нагнетать обстановку», способную, как считают сторонники такого выбора, спровоцировать негативные последствия прежде всего для евреев. Так и, демонстрируя максимальную, для конфликтующих с соседями стран, лояльность еврейской общины властям – надо полагать, весьма актуальную в свете переориентации Еревана на стратегическое партнерство со странами Запада.

За последние месяцы на единственную в стране синагогу в Ереване было осуществлено по меньшей мере три нападения, включая попытки поджога, причем начались они до войны в Газе. Первую попытку поджога в сентябре 2023 года, инициаторы которой остались неизвестными, видимо, руководствуясь вышеприведенными соображениями, руководство общины постарались не афишировать. (Фотографии последствий попытки поджога синагоги и обсуждение фактов антисемитизма в стране стерты из ТГ-канала местной общины). В итоге об этом событии стало известно лишь после двух похожих актах в октябре и ноябре 2023 г., ответственность за которые взяла «возрожденная» группировка ASALA – Армянская секретная армия освобождения Армении, организация, признанная госдепом США в качестве террористической.

В этом случае представители местной еврейской общины признали наличие в Армении антиизраильских сантиментов, связанных с союзническими отношениями Азербайджана с еврейским государством. Но одновременно исключает (вопреки сообщениям правительственных органов Израиля, расследованиям американских и израильских «мозговых трестов» и публикациям мировых СМИ) наличие каких бы то ни было антисемитских настроений в Армении. А имеющиеся там антисемитские инциденты объясняются «попытками зарубежных врагов Армении дискредитировать страну».

Притом, что мотивы, вынуждающие руководство упомянутых и иных постсоветских общин, понять можно, верно и то, что сокрытие информации об антисемитских инцидентах искажает понимание реальной картины. Равно как и препятствует выработке адекватной политики по пресечению и профилактике данных деструктивных процессов. Представляются верным подчеркнуть, что гласность и требования по отношения к властям проводить профессиональные и объективные расследования инцидентов являются важнейшим фактором борьбы и предотвращения подобных проявлений в будущем.

DSC_0331

Гендиректор Евро-Азиатского еврейского Конгресса, сотрудник Тель-Авивского Университета и административный директор ИЕАЕИ