Skip to content
Euro-Asian Jewish (EAJ) Policy Papers, No No 60 (1 March 2024)
«Имперцы» и «националисты»: антисемитские тенденции в России на фоне войны Израиля в Газе в свете публикаций социальных сетей

В развитии антисемитизма в России, как и в большей части мира в целом хорошо прослеживается влияние как долгосрочных стадиальных процессов, охватывающих продолжительные периоды человеческой истории, так и актуальных факторов, складывающихся под воздействием быстро изменяющихся, преходящих обстоятельств.

Фактически, мы говорим о двух взаимовлияющих (а иногда и конфликтующих) явлениях: во-первых, об антисемитизме, который можно назвать «массовым» или «бытовым» и во-вторых, об антисемитизме «элитарном» или «идеологическом». Для исследования второго типа антисемитизма в РФ, включая идеологического дискурс двух течений политизированного русского национализма — имперского и «этнического» — мы используем в данной работе контент-анализ Telegram-каналов, проведенном сотрудниками московского Центра этнополитических и региональных исследования (ЦЭПРИ).  Это исследование позволило точно определить время подъема и спада волны массового антисемитизма, что подтвердило выводы социологов о подъеме «спящего антисемитизма» в результате возбуждения российского общества событиями, начавшимися 7 октября прошлого года. Речь идет о террористическом акте группировки ХАМАС и, последовавшей за ним, израильской военной операции в Секторе Газа. Эти события в России и отчасти в мире были восприняты как новое обострение палестино-израильского конфликта.

Telegram –каналы как объект исследования

В октябре –декабре 2023 г. ключевые российские медиа заняли достаточно откровенно про-палестинскую позицию, акцентируя внимание аудитории на жертвах среди мирного населения Газы, что сразу же отразилось на российском общественном мнении. Исследования «Левада-Центра» (властями России признан в качестве НКО-«иностранный агент») показали, что симпатии российской аудитории к израильтянам в текущем конфликте проявили не более 6% опрошенных, тогда как к палестинцам — около 20%, а среди российских мусульман почти половина — 46% респондентов. При этом официальные медиа, действующие в рамках достаточно жесткой информационной политики, нельзя упрекнуть в распространении откровенно антисемитского контента. Основным его источником в российском медиа-пространстве выступают социальные сети, и, прежде всего, телеграм-каналы.

В случае октябрьских событий в Махачкале, версия о прямом инспирировании погромщиков посредством телеграм-каналов была озвучена на официальном уровне. Так, на брифинге 30 октября 2023г. глава Республики Дагестан С. Меликов заявил, что действия толпы были спровоцированы публикациями в телеграм-канале «Утро Дагестана».

В настоящее время соцсеть Telegram является наиболее популярной платформой для блогов социально-политической тематики, доступ к которой не ограничен российскими властями. В сочетании с отсутствием цензуры со стороны администрации соцсети это привело к экстремально быстрому росту значимости Telegram-каналов как источника актуальной социально-политической информации с опцией интерактивного комментирования. Аудитория наиболее популярных русскоязычных телеграм-каналов уже составляет несколько миллионов читателей («Прямой эфир», «РИА-новости», Readovka, Mash и пр.). Более специализированные каналы социально-политического сегмента имеют меньшее количество подписчиков, но их аудитории также зачастую измеряются десятками и сотнями тысяч читателей.

С учетом высказанных выше соображений, мы провели исследование содержания ряда специально выбранных Telegram-каналов, включающее два основных типа анализа:

  1. Количественный анализ упоминаний в различной коннотации выделенных ключевых слов-маркеров, связанных с отношением к евреям, сионизму, государству Израиль в телеграм-каналах, представляющих различные идеологические дискурсы – русских националистов, исламистов и левых;
  2. Анализ и сравнение основных нарративов, используемых авторами выбранных медиа-ресурсов для описания их отношений к евреям, Израилю, сионизму.

Ниже мы представим некоторые результаты части этого исследования, посвященной каналам авторов, которых условно можно маркировать как «русских националистов», имея в виду также, и «имперских националистов». На наш взгляд, именно нарративы этой группы в наибольшей степени отражает специфику феномена русского «идеологического» антисемитизма по следующим причинам: во-первых, поскольку другие проявления антисемитизма менее эндемичны (например, дискурс русскоязычных исламистов в значительной степени находится в общем дискурсивном русле глобального исламского антисемитизма и антисионизма); во-вторых, по причине, о которой мы упомянули выше – новый российский элитарный антисемитизм в значительной, если не сказать в определяющей, степени связан с «нормализацией» и ростом популярности в современном медиапространстве неоимперского дискурса.

Для отбора Telegram-каналов использовалась комбинированная четырехступенчатая методика: первая ступень — целевой  выбор трех идеологических дискурсов: русских националистов, исламистов, и  левых, внутри каждой из которых впоследствии аналитически выделились разные течения; второй этап — опрос экспертов, определяющих себя как носителей соответствующей идеологии, относительно их выбора медиа-ресурсов влиятельных в своей среде; на третьем этапе отбор в каждой идеологической нише пяти каналов с наибольшим количеством подписчиков; четвертый этап, исключение из исследования каналов, в которых практически не встречаются упоминания тем Израиля и евреев. Так, например, популярный среди русских националистов канал И. Стрелкова с почти 750 тыс. подписчиков к началу 2023 г.  практически не затрагивал эту тематику.

В составе русских националистов наше исследование выделило две идеологические подгруппы, которые мы условно назвали «имперцы» и «националисты». Подчеркиваем условность этих терминов поскольку в прежних публикациях мы отмечали, что практически весь основной массив русского национализма исторически является имперским.[1]

И ныне в русском национализме переплетаются как его изначальные имперское интересы, так и более поздние этнические. Эти начала проявляются в разных пропорциях у двух выделенных нами идейных течений. В группе, которую мы назвали «имперцы», доминирует идеология противостояния России и Запада, а в группе, названной нами «националистами», основным объектом внимания являются межэтнические отношения внутри России. Обе выделенные нами группы поддерживают политику России в отношении Украины и демонстрируют другие проявления сходства. Вместе с тем, на уровне изучаемого контента заметны и различия между ними, которые проявляется в виде явного доминирования в дискурсе «имперцев» упоминаний слов «Украина», «украинский», «СВО», а у «националистов» — слов «мигранты», «мусульмане», «исламисты».

Контент-анализ показал что тема Израиля, евреев, сионизма, практически никак не освещавшаяся до 7 октября 2023г., в этот день  делает резкий скачок упоминаемости, а затем, в течение последующих двух месяцев теряет позиции, При этом  в октябре, на пике интереса, еврейская тема по количеству упоминаний либо приближается к центральной теме канала ( у «националистов»), либо даже отнимает у нее пальму первенства (как у «имперцев»). И в обоих случаях тема: Израиль/евреи оттеснила на второй план тему СВО.  Ниже на графиках это продемонстрировано на примере телеграм-каналов Colonelcassad, представляющего подгруппу «имперцев», и «Русский националист» из подгруппы «националисты».

Анализ коннотаций упоминания ключевых слов («Израиль, «евреи», сионисты») указывает на взрывной рост в октябре-ноябре негативных оценок ключевых слов, доля которых у «имперцев» в общем количестве упоминаний достигает на пике 47%, а у «националистов» 30%. Однако при этом антиизраильский и антисемитский дискурс все же имеет свои особенности в каждой из упомянутых групп правых сил.

Националисты – «имперцы»

Нарративы «имперцев» четко вписаны в контекст глобального противостояния России и Запада. В этой диспозиции Израиль — это часть коллективного Запада, а противники Израиля – часть «оси сопротивления» (этот термин из иранского политического лексикона очень часто употребляется авторами канала).

«Имперцы» для описания событий в Израиле, начиная с 07.10 фактически заимствуют не только точку зрения, но и словарь исламистских про-хамасовских медиаресурсов. Так, в одном из сообщений приводится цитата советника президента Турции Р. Эрдогана: «Мы рассматриваем операцию «Наводнение Аль-Акса» как законное право на защиту и полностью поддерживаем наших палестинских братьев», а в сообщении от 07.10 автор канала говорит уже прямой речью: «евреев предупреждали, что ответ будет и вот этот ответ».

В течение всего периода наблюдений «имперцы» активно цитируют антиизраильские выступления Р.Эрдогана, Х.Насраллы, А.Хаменеи, лидеров ХАМАС, йеменских хуситов и афганских талибов. Естественно, что в сообщениях такого типа часто встречаются негативные слова-маркеры типа «геноцид», «агрессия», «оккупация», «фашизм», «нацизм», «зверства», «военные преступления» и т. д. (по отношению к действиям Израиля в Секторе Газа). При этом боевики ХАМАС периодически называются «бойцами сопротивления».

Важное место в этом дискурсе занимает тема поддержки Израиля Соединенными штатами и «коллективным Западом» на контрасте с порицанием действий России в Украине. Она обыгрывается во множестве мемов и карикатур.

Еще одной темой, в рамках которой «имперцы» уже вполне открыто преодолевают тонкую грань между антиизраильским дискурсом и откровенным антисемитизмом является тема Холокоста. В числе сообщений нередко можно обнаружить такие: «жалкие попытки организаторов массовых убийств гражданского населения прятаться за фиговый листок холокоста уже мало кого обманывают» или «иные заявления и действия евреев тянут на риторику тех, кто когда-то устроил холокост».

Отношение к евреям у «имперцев» часто определяется той позицией, которую они (евреи) занимают по отношению к конфликту. Практически любое употребление слова «еврей»/ «евреи» в позитивной коннотации относится к антиизраильским выступлениям ряда американских евреев. Так среди «хороших», по мнению авторов канала, оказывается антисионистский раввин из США («мы на стороне Палестинского правительства», тогда как в качестве «плохих евреев» приводится следующий пример «радикально настроенные евреи, поддерживающие массовые убийства в Израиле, напали с оскорблениями на толпу, проводившую демонстрацию в поддержку Палестины в Роквилле, штат Мэриленд».

Вместе с тем, несмотря на очевидное заимствование оптики и словаря у исламистов, позиция «имперцев» все-таки существенно от нее отличается. Так, «имперцы» неоднократно подчеркивают, что это «не их война» и обе стороны для них являются чужими. Канала Colonelcassad цитирует российского политолога Н. Севостьянова: «Враги Русского мира в лице руководства Украины, Штатов, Великобритании изо всех сил желают победы Израилю. И точно такие же враги Русского мира в лице русофобов с ваххабитскими бородками и вооруженных ножами мигрантов с промытыми русофобией мозгами изо всех сил желают победы движению ХАМАС. Поэтому спрошу еще раз — вы уверены, что в этой чужой войне обязательно нужно выбирать сторону?»

В этом пункте позиция имперцев практически полностью сходится с позицией «националистов» и демонстрирует два устойчивых для обеих подгрупп негативных стереотипа:

  1. Негативное отношение к Израилю, как к убежищу для идеологически чуждых («прозападных») релокантов — политиков-либералов, музыкантов и бизнесменов (Чубайс, Макаревич, Невзлин и др.);
  2. Традиционная для правых всего мира исламофобия, представляющая исламский мир главной угрозой «белому», «христианскому» миру и такая же традиционная для этой политической группы ненависть к мигрантам.

И все же при явном сходстве двух течений правых сил, заметны идейные, дискурсивные различия между ними. Антисемитские манифестации на Северном Кавказе в октябре 2023 г. были восприняты отчетливо негативно как «имперцами», так и «националистами». Однако первые усмотрели в этой истории руку «Запада и Украины», а вторые   —   происки исламистов, покрываемых, по их мнению, местными властями, а это особенно опасно для русских, которые «могут стать следующими жертвами погромов».

Этнические националисты (антиисламисты/ мигрантофобы)

Погром в Махачкале характеризуется авторами канала «Русский националист» как «антисемитский шабаш», а погромщики-исламисты названы нацистами. Вот характерная цитата: «Съёмки от первого лица на антисемитском шабаше в Дагестане. Как можно узнать из слов комментатора, было дано распоряжение не разгонять нацистов. Можно предположить, что беженцы из Израиля были обречены на смерть, если бы они действительно прибыли в Дагестан этим рейсом! А знаете, в чем причина этого шабаша? Да все в той же исламизации», и далее — «русские – следующие».

При описании событий в Израиле, националисты в отличие от «имперцев», зачастую   склонны смотреть на ситуацию глазами израильтян. Например, в ленте канала приводится видеоролик, показывающий, как палестинская террористка в хиджабе бросается с ножом на мирного израильтянина, с комментарием русского националиста: «А вот за что в тюрьмах Израиля сидели палестинские подростки и женщины, которых выпускают в рамках нынешней сделки».

В другом сообщении, в ответ на месседж российского спортсмена–борца (уроженца Кавказа), в котором он выражает недоумение тем фактом, что в «славянских» пабликах отсутствует тема Палестины и не видно сочувствия к страданиям палестинского народа, автор канала пишет: «Ну так и жалей евреев из Израиля, которые были убиты ХАМАСом, жалей детей, которых убили исламские террористы по всему миру» и далее «Его собратья с Кавказа ничего не говорили про СВО и в целом про Донбасс на протяжении более 8-ми лет. И теперь это чучело огородное считает, что русские, видите ли, должны переживать за каких-то палестинцев. А с какой это стати? Они нам кто?» Здесь же приводится любопытная цитата Александра Ходаковского видного военного деятеля из Донецка: «Меня переполняет горечь от того, что творится в Израиле под возгласы «Аллах Акбар». Сразу возникают ассоциации со страницами нашей истории, когда радикальный ислам выпускал своё смертоносное жало. А теперь вернёмся к теме мигрантов. Смотрите и мотайте на ус: это вполне может ждать и нас. Они хотят достичь нашего качества жизни, но не хотят ради этого принимать наши обычаи и нормы поведения. Они не нацелены на ассимиляцию, они не хотят нормально работать и зарабатывать, они хотят забрать у нас все силой».

Однако, все эти проявления сочувствия не должны вводить в заблуждение: «националисты», в массе своей, также как и «имперцы», рассматривают обе стороны палестино-израильского конфликта как чужие и враждебные. «Израиль сносит под корень жилые дома в «Сектор Газа». ХАМАС держит детей в клетках. У кого-то ещё есть желание искать среди них правых и виноватых? Кого-то оправдывать? Чем ярче конфликт там будет, тем меньше украинцы получат оружия, тем быстрее мы победим и тем меньше умрет наших, славян в целом. Это единственное, что нас должно волновать в этой истории.»

Необходимо отметить, что в подгруппе «националистов» проявилось небольшое ответвление (канал «НАЦДЕМ»). Это течение выступает за создание «русского национального государства» вместо полиэтнической империи, а в контексте темы палестино-израильского конфликта занимает вполне осознанную произраильскую позицию. Однако популярность этого канала, как и всего национал-демократического течения в русском национализме невелика. Сравним 17,5 тысяч подписчиков НАЦДЕМ с 28 тыс «Русского националиста», не говоря уже о 807 тыс. подписчиков имперского Colonelcassad.

Наиболее массовые течения русского национализма демонстрируют явную антиизраильскую и антисемитскую позицию. При этом, «националисты», не в меньшей мере, чем «имперцы», проявляют ненависть к   евреям-репатриантами, которые выражают поддержку Израиля в войне с ХАМАС.  Особую неприязнь русские националисты проявляют к тем евреям-либералам и репатриантам (релокантам), которые в России выступали как и пацифисты, осуждавшие российские действия в рамках СВО и борцы с национализмом.

Например, автор канала «Русские националисты», критикуя позицию историка Тамары Эйдельман, пишет следующее: «…есть лицемеры, которые утверждают, что они не националисты, а национализм презирают … Но это ложь. Потому что такие люди самые настоящие националисты, такие махровые, убежденные, злобные, просто они рассуждают о той нации или стране, к которой не испытывают положительных чувств. Но стоит только зацепить их настоящую любовь … как лица не-националистов ощериваются, появляются кровавые клыки. И даже заслуженный учитель России Тамара Натановна Эйдельман, добрая бабушка, падает на пол, бьёт ногами, изо рта идёт пена, слышан вой и взвизгивания «Давай, ЦАХАЛ, врежь этим ублюдкам!»

Выводы

Выбранная нами методика анализа динамики антисемитизма, привела нас к следующим выводам.

На протяжении всех постсоветских дет в РФ регистрировалось ослабление массового антисемитизма, что стало итогом ряда факторов. Во-первых, это -радикальное сокращение численности еврейского населения России, прежде всего в связи с продолжающимся их оттоком его в Израиль, в Америку и в страны Западной Европы. Во-вторых фундаментальные трансформации системы ценностей российского общества в постсоветской период, приведшие к изменению оценок ряда стереотипных «еврейских черт», даже при сохранении самих этих стереотипов. А также перемены на уровне государственной идеологии и практически полное устранение из нее каких-либо элементов советского государственного антисемитизма.

Перечисленные макро-социологические факторы не привели к полному устранению массового антисемитизма, они лишь де-актуализировали, усыпили его.  «Спящий антисемитизм» способен пробуждаться под влиянием разнообразных политико-информационных поводов. В отличие от массового антисемитизма, влияние указанных макро-социологических факторов на подъемы и спады идейного антисемитизма было невелико. Значительно большим было влияние более кратковременных факторов, которые можно условно назвать «короткие исторические волны», а именно: смена периодов реформ и контрреформ; изменение направления геополитических векторов; волнообразные всплески ксенофобии; изменения в иерархии образа «врага»; периодические этнополитические конфликты и др.

Носителями идейного антисемитизма в современной России выступают разные политические силы (левые, правые, исламисты и др.), но наиболее характерной, самой влиятельной и имеющей наиболее давние традиции является русский национализм. Эта политическая идеология внутренне неоднородна, поэтому анализ ее дискурса позволил выделить две подгруппы идейных русских националистов, в чем-то существенно различающихся по характеру используемых нарративов —   одну из них мы условно назвали «имперцы», а другую «этнические националисты».

В обеих группах еврейская тема стратегически не является ключевой, однако, в связи с событиями октября 2023г., она ситуативно вышла на одно из первых мест по упоминаемости. Для «имперцев» основным источником негативного отношения к евреям служит их специфическая идеологическая картина мира, в центре которой изображено глобальное геополитического противостояния России и Запада, включающего в себя Израиль. Эмоциональная нагруженность антиизраильских нарративов оказалась в определенный момент настолько сильной, что негативные оценки действий еврейского государства были перенесены на этнических евреев. В этот момент антисионистский лексикон органически перешел в антисемитский с легко узнаваемыми моментами отрицания холокоста (точнее, специфической трактовки его, как исключительно пропагандистского конструкта – «фиговый листок холокоста»).

В нарративах обеих групп явно присутствует образ прозападного еврея-либерала, который «сбежал» из России от СВО и попал «из огня да в полымя» в разгар очередной фазы палестино-израильского конфликта. У «националистов» этот образ присутствует в   этно-культурологической   трактовке «предательского» выбора идентичности. Для них «плохой еврей» — тот, кто делает выбор в пользу своей этнической идентичности и охотнее демонстрирует солидарность с еврейским государством, чем с русским. Израиль при этом представляется им, прежде всего, убежищем для «ограбивших Россию» бывших чиновников и олигархов.

Просматривается явная закономерность в динамике антисемитских предрассудков в зависимости от проявления двух характерных для всех течений русского национализма фобий – антизападных и антиисламских/антимигрантских.

Анти-иммигрантский/антиисламский контент, хоть и не устраняет проявлений антиизраильский и антисемитский сантиментов, но все же смягчает их, порой существенно. Чем в большей степени содержание канала посвящено тематике противостояния России Западу, тем более агрессивно антиизраильским и антисемитским оказывается его реакция на инфоповоды, связанные с текущим обострением палестино-израильского конфликта.


[1] Emil Pain, “The imperial syndrome and its influence on Russian nationalism”. In: The New Russian Nationalism: Imperialism, ethnicity and authoritarianism, 2000-15, Ed. by Pål Kolstø and Helge Blakkisrud. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2016, pp. 46-74.
Frame 16

эксперт Центра этнополитических исследований ЦЭПРИ

Frame 16

профессор, доктор политических наук, Генеральный директор Центра этнополитических исследований ЦЭПРИ